Проценты и льготы
- Сравнивать системы социальной защиты и социального обеспечения населения в Европе и в Российской Федерации неправомерно. У них разная материальная база и разное социальное законодательство. А именно социальное законодательство реально обеспечивает социальные права граждан. Цель социальной политики стран Евросоюза - дать возможность любому гражданину самостоятельно оплачивать свои расходы. В случае необходимости они компенсируются зафиксированными европейским правом социальными пособиями.
В сегодняшней России подавляющее большинство населения, даже работающего, не в состоянии самостоятельно справляться с последствиями инфляции, ростом цен на продукты питания, лекарства, образование, оплату жилья, транспорт. Только наличие льгот позволяет некоторым категориям сводить концы с концами.
О льготах правильнее говорить в контексте зарплаты и покупательной способности населения. В странах Европейского сообщества на оплату труда идет 60 - 70 процентов себестоимости продукции и услуг. Кроме того, за счет предпринимателей и наемных работников пополняются фонды социального страхования. 20-25% вносят наемные работники и почти вдвое больше предприниматели. К нарушителям применяют жесткие санкции. У нас же зарплата составляет всего 20 - 23 процента себестоимости продукции и услуг. Это одна из причин всем известной дешевизны нашей рабочей силы, а вместе с ней низкой покупательной способности.
- Эти показатели в Европе как-то регламентируются?
- Есть нормы ООН, есть нормы Международной организации труда. По ним оплата труда ниже 3 долларов в час недопустима. Да такой зарплаты в странах Евросоюза и не встретишь. В Германии, к примеру, платят 29 евро в час, в Италии 26 евро. В работе нашей Госдумы не так давно был эпизод, когда на полном серьезе говорили о необходимости обеспечить россиянам зарплату не ниже 15 рублей в час. Покупательная же способность россиянина 2005 года на 70 процентов ниже покупательной способности россиянина года 1990-го и на порядок ниже, чем у европейца.
Зарплаты у нас были маленькие и в советские времена, но как много мы могли себе на них позволить! За детский сад я платила двенадцать с небольшим рублей. Каждый год была в состоянии купить путевки на всю семью, чтобы поехать к морю. А сколько было экскурсий! Их оплачивали предприятия, да и самим оплатить было по карману. Транспорт, лечение, оплата жилья, учеба в вузах. Практически вся страна пользовалась льготами от государства, имела так называемую "косвенную зарплату". Сегодня зарплата того же порядка, но государство уже ничего не дает своим гражданам.
Распределение ответственности
- Вы говорите о Евросоюзе в целом. Но ведь входят в него страны хоть и богатые, но все-таки богатые в очень разной степени. Наверняка уровень социальной защиты там тоже разный. Или принадлежность к Союзу убирает эти различия?
- Я бы сказала, нивелирует, или, скорее, балансирует. В Европе работает принцип субсидиарности. Он предполагает, что любое действие может быть осуществлено на наднациональном уровне лишь в том случае, если оно способно привести к лучшим результатам, чем если бы его осуществили на уровне национальном, региональном или местном. А минимальные социальные стандарты установлены Евросоюзом, и показатели их можно только увеличивать.
- Напрашивается параллель отношений Москвы и регионов России.
- У нас, к сожалению, принципа субсидиарности не понимают. Даже ученые и властные мужи усматривают в термине этом связь со словами "адресная помощь". На самом деле это практически распределение ответственности и финансов по уровням. Мы сейчас перекладываем ее на регионы. Но денег в большинстве регионов нет. Как нет и механизма, могущего заставить центр решать проблему региона. Это происходит, только когда проблема обретает масштабы стихийного бедствия.
- Это вы о подмороженных завозах, веерных отключениях электроэнергии и наводнениях?
- И об этом тоже. В странах Европы, в отличие от наших регионов, деньги есть. Но бывают проблемы, которые даже им в одиночку решать трудно. В таком случае, следуя принципу субсидиарности, они обращаются в союзные инстанции и действуют в рамках общей стратегии.
- Кто и зачем чаще обращается?
- Когда в ЕС вступили Греция, Испания с Португалией, пришлось столкнуться с Европой "двух уровней". Но с помощью использования так называемых структурных фондов дела в этих странах резко улучшились. Я считаю, что создание специальных фондов - очень хорошая, нужная вещь. Да вы можете это понять даже по названиям: Европейский социальный фонд, Европейский фонд развития регионов, Фонд сплочения. Им пользуются "догоняющие страны". Подобные фонды и программы были бы очень полезны и для России.
- Наш Стабилизационный фонд - первая ласточка?
- Но какая! Считается, что только благодаря этому фонду удалось заткнуть финансовые бреши, образовавшиеся при монетизации льгот. Но эта модель у нас, к сожалению, только зарождается. А опыт Европы показывает: система фондов и программ социальных действий - то, что нужно. Они работают во имя конкретных действий в конкретном регионе для конкретной группы людей - где прорыв, где нужна помощь. Причем фонды могут быть как государственные, так и частные.
Правда, сегодня в странах Евросоюза социальная политика уже оформилась в самостоятельное направление - как и политика экономическая, аграрная, финансовая. И много компетенций перешло на наднациональный уровень. Теперь строят стратегию на много лет вперед. Но программы все-таки рассчитаны на достижение промежуточных целей. К примеру, в рамках одной из таких программ создали сеть информационных центров, которая объединила базы данных по использованию рабочей силы во всех странах Евросоюза. Ее передвижение, предложение работы, спрос на работу - все шло через эту сеть. К примеру, французу могли предложить работу в Германии, преподавателю из Великобритании в Италии, и т. п.
"Новые бедные"
В Европе сейчас проблемы другого порядка. К примеру, любят говорить, что в Германии рушится социальное государство. Но оно не рушится - оно реформируется. В Германии социальное обеспечение на таком уровне, что образовался целый паразитирующий класс - так называемые "новые бедные". Прекрасно живут, совсем не работая, используя систему социального обеспечения.
- Такие высокие пособия по безработице?
- Да, теряя работу, человек теряет всего 30 процентов своей зарплаты. Если ему при этом оказывается трудно платить за квартиру, дают пособие или предоставляют так называемое социальное жилье с низкой квартирной платой. Кстати, это не только в Германии.
- Что там называют социальным жильем?
- Примерно такое, в котором живем все мы, москвичи. За исключением, конечно, особняков. В "социальных квартирах" часто живут многодетные семьи. И у них колоссальные пособия. Во Франции, например, если у человека трое детей, он получает двойную зарплату. Одна моя знакомая живет под Парижем. В двухэтажном домике на две семьи. Муж ее всего-навсего почтальон. Живут прекрасно. А у них четверо детей, и эта моя знакомая не работает и никогда не работала.
- Какие еще проблемы существуют в Евросоюзе?
- Для оздоровления социальной сферы в Евросоюзе используют максимум возможностей. Сейчас там высший приоритет - обеспечение полной занятости. Раньше для освобождения рабочих мест стремились пораньше провожать пожилых людей на пенсию, даже начинали ее выплачивать года за два до наступления пенсионного возраста. (У мужчин во многих странах он наступает в 65 лет, у женщин - в 62.) Теперь другая тенденция: пожилой человек должен как можно дольше оставаться в строю, иначе он теряет вкус к жизни, с одной стороны, а с другой - страна лишается его вклада в накопление общественного богатства. Чтобы помочь ему не выпасть из времени и работать в меру сил и после достижения пенсионного возраста, специально создается множество курсов переподготовки и условия для плодотворного труда. Впрочем, не стоит забывать, что живут в этих странах легче и дольше, чем в России. И учатся все. Тем более что еще одна цель Евросоюза - построить экономику, основанную на знаниях.
- Похоже, в Европе для этого есть все?
- Больше, чем у нас. Для построения такой экономики тоже нужна база - рабочая сила, способная это сделать. Рабочую силу надо выращивать, ей надо платить, создавать условия для развития. И в Евросоюзе есть проблемы, сходные с нашими. К примеру, проблема гендерного равенства. Женщины зарабатывают меньше, чем мужчины. И часто не потому, что за одну и ту же работу женщинам и мужчинам платят по-разному - речь о доступе к постам, связанным с ответственностью.
- И ведь вполне понятно, почему доступ этот часто закрыт.
- Тем не менее в Европе многое делается для вовлечения женщин в активную жизнь. Например, открывают детские сады рядом с предприятиями. Широко используется гибкий график работы, новые формы организации труда.
Островки безопасности
- У нас ведь тоже в советские времена на крупных предприятиях так делали.
- Кстати, и сейчас это есть. Мне приходилось знакомиться с материалами очень крупной нефтяной компании, которая привлекла ученых к подготовке важнейших документов своей социальной политики: Коллективного соглашения, Социальной стратегии, Социального кодекса. И отдых у них организован, и дополнительные пенсии идут пенсионерам, и стипендии студентам. А еще есть социальные инвестиции. Это решение социальных проблем на территориях, где его предприятия расположены: поликлиники, библиотеки, школы, спортивные сооружения и пр.
- Получается, всем хорошо?
- Получается. В прошлом году мне довелось побывать в одном нашем нефтяном городе - Кагалым называется. И что я увидела! Средняя зарплата - 18 тысяч рублей. Магазины не отличишь от московских. Ледовый дворец! Какие поликлиники и диагностические центры! Практически в каждом детском саду, в каждой школе бассейн! И профсоюзы там очень сильные.
- Островок социального благополучия. Но, согласитесь, при любой пропорции у сырьевых компаний возможности творить добро значительно больше, чем у компании, которая, к примеру, шьет ботинки. Что же, взывать к их человеколюбию? Вряд ли поможет.
- Естественно. И виновато государство. Социальные инвестиции, как и фонды, у нас облагаются налогом. А во всем мире они от налогов свободны. И там предпринимателю выгоднее выучить целую когорту нужных производству специалистов, к примеру, чем отдавать эти деньги на уплату налогов. Так что мы бедны еще и потому, что у нас очень низка политическая культура и профессиональная, и у нас низка культура управления.
- У вас есть формула правильной государственной заботы?
- Изменить систему оплаты труда. Работать в социальной сфере по четким схемам программ социального действия (кратко-, среднесрочных, а если потребуется - и долгосрочных), созданных в рамках стратегии социального развития страны. Создавать фонды для реализации социальных программ и этим фондам давать льготы. Все это - прямая обязанность социального государства, наличие которого зафиксировано в нашей Конституции.