Впервые к уже ставшим традиционными переговорам Владимира Путина с главой Франции Жаком Шираком и канцлером ФРГ Герхардом Шредером подключился испанский премьер Хосе Луис Родригес Сапатеро. В тот же день открылся 25-й Парижский книжный салон, на котором в качестве почетного гостя впервые была приглашена Россия. Также впервые в один из самых охраняемых французских военных объектов, а именно Центр управления воздушными операциями, был допущен глава иностранного государства. Им стал Владимир Путин. Дело в том, что в апреле прошлого года во время визита в Москву Жаку Шираку также первому из иностранцев показали святая-святых российской космической программы - Главный центр испытаний и управления космическими средствами имени Титова. Президент Франции не мог не ответить доверием на доверие.
И все же ключевым пунктом вчерашней программы Владимира Путина в Париже, безусловно, были переговоры в рамках новой европейской четверки. По традиции встречи в подобных форматах проводятся без заранее утвержденной повестки дня. По итогам дискуссий не подписываются никакие документы. Стороны многократно повторяли, что переговоры глав России, Франции, Германии и Испании не имеют блокового характера и не направлены против каких-либо стран. Однако для внешней политики Европы вчерашняя встреча, несомненно, может иметь самые серьезные последствия.
Уже больше года Франция, Германия и Великобритания ведут сложные переговоры с Тегераном, пытаясь убедить иранцев отказаться от своей программы создания ядерного оружия. Взамен Иран требует гарантий безопасности, дать которые европейцы не могли до тех пор, пока Вашингтон говорил о надвигающейся новой "победоносной" войне на Востоке, которая теперь, похоже, отменяется.
На вчерашних переговорах в Париже также говорили об иранской ядерной программе. Однако в данном случае речь шла не о противопоставлении позиций, а о дополнительной информации, которой обменялись стороны. Россия, продолжая строить ядерную электростанцию в Иране, выполнила все обязательства перед МАГАТЭ. В том числе в конце февраля было подписано российско-иранское соглашение о вывозе отработанного ядерного горючего с АЭС в Бушере обратно в РФ.
Для Владимира Путина этот пункт переговоров с его европейскими коллегами, очевидно, был одним из наиболее легких - позиция Москвы по ядерной программе Ирана логична, понятна и хорошо аргументирована. Отправляясь в Париж, президент ставил перед собой куда более сложные задачи. И Ширак, и Шредер, и Сапатеро уже неоднократно говорили о том, что Европа не может дальше развиваться без активного привлечения России к общеевропейским процессам. Однако на деле все выглядит иначе. Никак не удается решить все вопросы, связанные с транзитом пассажиров и грузов из Калининграда через территорию Литвы. К тому же у Кремля возникло определенное недовольство тем, что Россия для ЕС остается всего лишь субъектом общеевропейской политики в сфере безопасности, а не реальным партнером на равной с другими странами основе, в адрес которого Европа позволяет себе наставительные замечания, как это было с операцией по ликвидации Аслана Масхадова.
Впрочем, в Москве понимают, что критика со стороны ЕС не всегда необоснованная. "Мы готовы услышать от коллег по четверке замечания и советы", - заявили в Кремле корреспонденту "РГ" накануне встречи в Париже. На этот раз советников было трое, а советов значительно больше.
По словам газеты "Монд", ссылающейся на правительственные круги, в ходе визита Путина в Париж президент Франции Жак Ширак поставил перед собой цель "продемонстрировать политику, отличную от той, которую сегодня проводят США в отношении России". Газета пишет, что не только Париж, но Берлин и Мадрид "протягивают Москве руку".
"Установление как можно более тесных связей с Россией является первоочередной стратегической задачей Европейского союза", - считают в ближайшем окружении Жака Ширака. В Париже отдают себе отчет, что расширение НАТО на Восток вызывает в Москве обеспокоенность. Вот почему приглашение в феврале нового президента Украины Ющенко в брюссельскую штаб-квартиру НАТО в Париже считается "ошибкой". Франция занимает "сдержанную позицию относительно желания Киева интегрироваться в европейские структуры". Наоборот, продолжает газета, "следует продемонстрировать России, что ЕС не является для нее угрозой", не намерен поглотить Украину, не подбивает Киев на разрыв с Москвой и не собирается диктовать России, какие реформы ей проводить. Целью Евросоюза должно быть установление сбалансированных, партнерских и равноправных отношений с Россией". В любом случае в резиденции президента Франции Елисейском дворце считают, что даже в условиях полемики между Западом и Москвой "унижать Россию не следует".
Но это - позиция официального Парижа. В отличие от политических кругов французская пресса ведет активную антироссийскую кампанию, обвиняя Кремль в раздувании антизападной и националистической политики. Та же "Монд" утверждает, что "агрессивная риторика призвана замаскировать потерю влияния Москвы".
Парковки знаменитого выставочного комплекса "Экспо Порт де Версаль" были забиты до предела. Но даже плотные ряды мотоциклов - один из самых популярных видов транспорта Парижа - не могли остановить пробиравшихся в комплекс многочисленных гостей книжного салона, центральным событием которого стало участие России в качестве почетного гостя.
Торжественное открытие российского павильона состоялось без избыточных церемониальных жестов, под журчание шампанского и музыку Чайковского. Премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен, министр культуры Франции Рено Доннедье де Вабр и организаторы выставки поздравили русских участников салона с началом работ и замечательной возможностью для живого общения. Глава рабочей группы, подготовившей приезд русских писателей и издателей в Париж, Владимир Григорьев представил премьер-министру только что вышедшую в крупном французском издательстве "Фаяр" "Антологию современной русской прозы". Это отлично оформленное издание подготовлено "Фаяром" при участии издательства "Вагриус" и включает рассказы и повести самых известных российских авторов на сегодняшний день. Большую часть которых можно было увидеть тут же под пестрыми березками, исписанными именами Пушкина, Маяковского и наших литературных современников, - таков дизайн русского павильона, созданный по эскизам Павла Каплевича. Особенно хорошо известны и популярны во Франции Людмила Улицкая, Андрей Дмитриев. Марк Харитонов, Владимир Сорокин, Виктор Пелевин. Последний, впрочем, в Париж не приехал.
По словам русских авторов, уже проведших несколько встреч с французскими читателями, - ощущение от общения необыкновенно комфортное, современную русскую литературу во Франции читают и знают. Не в последнюю очередь благодаря активности французской прессы, "Монд" и "Либерасьон" развернули за месяц до начала работы книжного салона целую просветительскую кампанию - с рецензиями на русские книги, с интервью русских писателей. Впрочем, этим французская любезность по отношению к русским гостям не исчерпывается.
На большом приеме у министра культуры Рено Доннедье де Вабр русским издателям и авторам вручили ордена французского государства - за заслуги в области литературы и искусства. Среди награжденных - писатель Василий Аксенов, поэт Ольга Седакова, издатель Ирина Прохорова. А вчера французский президент Жак Ширак при участии главы Российского государства Владимира Путина устроил в честь русских писателей великолепный прием в Елисейском дворце.
Вчера же прошли первые презентации и французско-русские "круглые столы": "Религия и книга", "Россия - Франция: перекрестный взгляд", "Литературная критика в России" - при большом скоплении публики и живейшей реакции слушателей - подробности в следующем номере "РГ".