Должен ли милиционер брать билет, преследуя преступника?

Право сотрудников милиции на бесплатный проезд на городском и пригородном общественном транспорте люди, не задумывающиеся о специфике милицейской службы, обычно рассматривают как льготу.

На первый взгляд это верно, коль скоро льгота есть некое преимущество перед прочими, дозволение того, что не положено обычным гражданам. Но следуя этой логике льготой можно считать и бесплатное право на табельное оружие, в то время как ношение оружия рядовым гражданином расценивается как преступление. И если довести до абсурда новации, значит необходимо начислять милиционерам арендную плату за пользование служебным оружием.

На самом деле и бесплатный проезд на общественном транспорте, и повседневное ношение служебного оружия, и право на внеочередную установку домашнего телефона, и другие привилегии прежде всего создают условия для успешного выполнения многочисленных и не всегда безопасных обязанностей.

Таковы закономерности разумного правового регулирования: если на какого-то субъекта возлагаются некие обязанности, это значит, что одновременно ему предоставляются права, необходимые для успешного исполнения таких обязанностей. В противном случае обязанность неисполнима, а закон становится фикцией.

Вот почему упразднение статьи 32 Закона РФ "О милиции" означает и серьезное ограничение возможностей по исполнению обязанностей милицией.

Труд сотрудника милиции не нормирован. Его в любое время, невзирая на выходные и праздничные дни, могут вызвать на службу. Но и находясь на отдыхе, в отпуске, он продолжает оставаться на службе. Согласно статье 18 Закона РФ "О милиции" (которая отнюдь не упразднена) сотрудник независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан в случае обращения к нему граждан либо непосредственного обнаружения им правонарушения принять меры к его предотвращению и пресечению, к задержанию подозреваемого.

К примеру, автор этих строк в прошлом году стал случайным свидетелем карманной кражи, пресек ее и задержал вора. Затем доставил его, а также потерпевшую и свидетеля в ближайший отдел внутренних дел. Причем доставил их на трамвае.

Представим аналогичное событие в нынешнем году. Милиционер, бросив свои личные дела ради исполнения служебных обязанностей, рискуя при этом получить удар ножом от подозреваемого или его сообщников, должен теперь для полноты ощущений озаботиться еще тем, чтобы по дороге в отделение милиции за личные средства купить билеты для себя, подозреваемого, потерпевшей и свидетеля?

Вообще, рассматриваемое изменение не только нелепо, но и в какой-то мере анекдотично.

Сотрудник милиции является представителем власти и зачастую инстанцией, так сказать, последней надежды при проведении закона в жизнь. Законодательством установлено, что когда то или иное должностное лицо при осуществлении своих функций встречает препятствие, оно обращается за содействием к сотрудникам милиции. Это относится ко многим: даже к контролеру на общественном транспорте. Теперь допустим, что контролер выявил "зайца" - сотрудника милиции. Что, контролер будет принимать меры к его задержанию и доставлению в милицию?

Отмена бесплатного проезда сотрудников милиции произошла одновременно с отменой этой привилегии для сотрудников иных силовых структур. Можно дискутировать о том, нужен ли бесплатный проезд для военных, работников прокуратуры и суда, ФСБ и ФСКН, таможни. Однако применительно к сотрудникам милиции мой ответ однозначный. Вообще если сравнить правовое положение и обязанности милиционера с представителями иных контролирующих, правоохранительных или судебных органов, то в качестве принципиального момента надо отметить следующее. Полномочия, например, сотрудника таможни ограничены рабочим местом и рабочим временем, вне рамок которых он выступает лишь как обычный гражданин. Сотрудник же милиции всегда и везде на службе, где и когда бы он ни находился. Именно сотрудник милиции, а не сотрудник МВД - эти понятия часто путают, но не каждый сотрудник МВД есть сотрудник милиции, их правовой статус существенно различается.

Вот почему, если сотрудников милиции лишают права на бесплатный проезд, многие из них понимают это как сигнал от государства: не напрягайтесь, работать следует лишь от звонка до звонка, как предписано трудовым законодательством. Возникает иллюзия, что полномочия милиционера заканчиваются, когда он покидает свой кабинет или участок. Косвенно это неминуемо скажется на уровне безопасности граждан, и без того невысоком.