22.03.2005 04:00
    Поделиться

    Взрыв дома в Архангельске устроил рассерженный слесарь

    Случилась трагедия ровно год назад, 16 марта 2004 года. И вот на днях Генеральная прокуратура объявила, что следствие по этому делу завершено и арестованный начинает знакомиться с материалами уголовного дела. Впереди у единственного обвиняемого по этому делу Сергея Алексейчика - суд.

    Под руинами полностью разрушенного дома погибли 58 человек и еще полтора десятка человек были ранены. Язык не повернется назвать этот жестокий криминал бытовым преступлением, но именно так его теперь можно классифицировать по итогам следствия. Дикий случай высветил новое явление российской криминальной действительности - бытовые преступления начали маскировать под террористические акты.

    Когда в три часа ночи от взрыва рухнул дом N 120 по проспекту Советских Космонавтов, то первые сообщения с места трагедии говорили о происках террористов. Этим сообщениям сразу поверили все - и правоохранительные органы, и журналисты. Еще свежа была память о взрывах домов с мирными людьми в Москве, Волгодонске, Каспийске. Дело в том, что два соседних дома на том же проспекте Советских Космонавтов, как очень быстро выяснилось, остались целы лишь чудом.

    Эксперты выяснили, что во взорванном доме на газовой трубе, которая проходила по лестничным клеткам домов, злоумышленники убрали клапаны на кране газовой разводки, и взрывоопасная смесь заполнила подъезд. Надежды на спасение у жильцов дома не было - кран был расположен между первым и вторым этажами пятиэтажки. При взрыве верхние этажи неминуемо должны были рухнуть. Рядом с обвалившимся зданием в соседних домах точно так же были вывернуты краны, но там жильцы по счастливой случайности почувствовали запах газа и успели вызвать аварийную службу.

    После трагедии по Архангельску сразу поползли слухи один другого страшнее. Говорили, что террористы добрались до Севера и от них нигде не укрыться. Нашлись даже очевидцы, которые видели неких подозрительных кавказцев недалеко от домов.

    Убитых похоронили, полтора десятка раненых развезли по больницам. Прокуратурой было возбуждено три уголовных дела. По погибшему дому и по тем, что не взорвались. Потом все уголовные дела объединили в одно. Спустя месяц был задержан некто Сергей Алексейчик. А еще через два дня его взяли под стражу и предъявили обвинение. Оказалось, что молодого человека уволили с работы из организации "Архангельскоблгаз". По словам Алексейчика, он хотел отомстить за увольнение и устроить бывшим коллегам веселую ночь - погонять их по вызовам. Правда, потом, уже когда следствие заканчивалось, он сам или по подсказке адвоката отказался от прежних показаний.

    Попытки спрятать банальную уголовщину за тенью террористов грозят стать массовым явлением. Подтверждением тому могут служить регулярные звонки в милицию о минировании жилых домов и учреждений. Их чаще всего маскируют под сообщения о теракте, хотя истинными мотивами бывает месть, желание свести счеты. Недавно в столице была задержана женщина, которая сообщала о подозрительных жильцах с не менее подозрительными баулами, которые ночью заносят в соседнюю квартиру. Выезжала милиция по этим звонкам несколько раз и будила среди ночи ни в чем не повинных людей. Проверки всякий раз показывали, что никаких террористов в "подозрительной" квартире не было. Когда наконец задержали звонившую, то выяснилось - женщина просто решила отравить жизнь нелюбимым соседям.

    В законе предусмотрена ответственность, но лишь за ложное сообщение о факте терроризма. И поэтому применяется такая норма в большинстве против хулиганистых школьников или пьющих граждан, которые звонят в милицию с сообщениями о заложенной бомбе. Более серьезной ответственности, кроме штрафа, для таких людей пока нет. Но попытки скрыть бытовое преступление под маской теракта чреваты не только тем, что уводят следствие в сторону. Мимикрия "бытовухи" под терроризм требует кровавого сценария с массовыми жертвами для убедительности. Этому явлению в нашем законодательстве пока ничего серьезного не противостоит.

    Поделиться