Правительственной комиссией по проведению административной реформы было рассмотрено 25 473 организации бюджетной сети, в том числе федеральных государственных унитарных предприятий - 6498, федеральных государственных учреждений - 18 975. В соответствии с протокольными решениями были выделены пять групп предприятий и учреждений, по которым предлагаются следующие решения.
Первая группа - организации, подлежащие сохранению в федеральной собственности. В эту группу включались государственные организации, связанные с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации, с обеспечением федеральных государственных функций, с сохранением национальных и культурных ценностей Российской Федерации. Всего в соответствии с решениями комиссии подлежат сохранению в федеральной собственности 10 538 организаций (41 процент от общего числа рассмотренных комиссией, из них 1019 - унитарных предприятий и 9 519 - учреждений).
В указанную группу были также включены унитарные предприятия, подлежащие акционированию с сохранением 100 процентов акций в федеральной собственности.
Ко второй группе относятся федеральные государственные унитарные предприятия, имущество которых подлежит передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и федеральные государственные учреждения, подлежащие передаче в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В эту группу включены 3 970 (16 процентов от общего числа рассмотренных Комиссией, из них 202 унитарных предприятия и 3 768 учреждений).
Третью группу составляют организации, подлежащие приватизации или ликвидации как не соответствующие критериям сохранения их в федеральной собственности. Подлежат приватизации или ликвидации в установленном законом порядке 6 119 организаций (24 процента от общего числа рассмотренных Комиссией, из них 3 384 унитарных предприятий и 2 735 учреждений).
В четвертую группу включены предприятия и учреждения, подлежащие дополнительному рассмотрению после принятия нормативных правовых актов по социальному пакету государственных гражданских служащих. В их числе отдельные государственные организации в сфере медицины, санаторно-курортного и транспортного обеспечения, обслуживающие федеральные органы исполнительной власти. Требуют дополнительного рассмотрения после принятия соответствующих нормативных правовых актов 70 организаций (0,3 процента от общего числа рассмотренных Комиссией, из них 37 унитарных предприятий и 33 учреждения).
Кроме того, в самостоятельную группу выделены организации, в отношении которых требуется уточнение их статуса, проведение и оформление реорганизационных, ликвидационных процедур и внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества - 4776 организаций (19 процентов от общего числа рассмотренных Комиссией, из них 1 856 унитарных предприятий и 2 920 учреждений).
Помимо данного вопроса будет приниматься решение по внесению изменений в Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ. Сам Перечень был утвержден Указом президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 и на сегодняшний день включает 514 федеральных государственных унитарных предприятий и 549 ОАО.
Напомним, что Минэкономразвития России предлагает исключить из Перечня 252 организации, в том числе 43 федеральных государственных унитарных предприятия и 209 ОАО.
В частности, предусматривается исключение из Перечня 8 находящихся в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ и 9 федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации, 23 морских и речных порта, плюс акции 39 обществ морского и речного транспорта и 47 открытых акционерных обществ, деятельность которых связана с газификацией и эксплуатацией газового хозяйства в соответствующих субъектах Российской Федерации. Проектом указа также предлагается исключить из числа стратегических 73 акционерных общества, находящиеся в федеральной собственности акции которых составляют менее 51 процента уставного капитала. Кроме того, исключению подлежали федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, включение которых в программы приватизации на 2004 и 2005 годы согласовано с отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.
После замечаний аппарата правительства в администрацию президента Российской Федерации был направлен проект, содержащий список из 8 федеральных государственных унитарных предприятий и 179 открытых акционерных обществ. Учтены замечания Государственно-правового управления президента по поводу анализа роли предприятий в обеспечении безопасности и обороноспособности государства.