Вот цифры: в конце 2004 года в поддержку конституции высказывались 60 процентов французских избирателей, сегодня их только 48 процентов.
Не помогает бесплатное распространение текста "основного закона" ЕС в виде малоформатной газеты у станций метро и в других людных местах. Обнаруживается такой парадокс: чем больше людей знакомится с Евроконституцией, тем меньше хотят жить по ее канонам в единой Европе. Любопытно и то, что уменьшается число приверженцев Европейской конституции среди членов и сторонников правых партий, входящих в правительственную коалицию.
Такая настоятельная просьба, а вернее требование, связана с тем, что инициатором всенародного утверждения Евроконституции был сам президент французской республики. Теперь, мол, ему и расхлебывать кашу, которую он заварил.
Ширак рассчитывал на поддержку главной оппозиционной силы - социалистической партии, которая в последнее время добилась на выборах в местные органы власти разных уровней впечатляющих успехов. И впрямь, лидер соцпартии Франсуа Оллан заверил президента, что социалисты дружно скажут Евроконституции "да". Но оказалось, что далеко не все члены соцпартии и голосующие за нее избиратели согласны с позицией партийного руководства.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Ведь именно Франция возглавила блок государств - членов ЕС, выступающих за ревизию ряда важных экономических положений основополагающего Маастрихтского соглашения, которое чуть не целиком включено в текст Евроконституции. Масла в огонь подливают и многочисленные "суверенисты" - сторонники сохранения Францией своего суверенитета.
Левые, в первую очередь коммунисты, призывают французов сказать "нет", так как считают, что Евроконституция не способствует усилению социального начала в ЕС, где тон задают правые. Скорее наоборот, ее принятие развяжет им руки.
Предстоящий референдум во Франции может оказаться решающим: достаточно одной стране ЕС не утвердить Евроконституцию, как ее отложат в долгий ящик. Может быть, насовсем.