24.03.2005 04:00
    Поделиться

    Ядвига Юферова приглашает к разговору

    Газеты за Бульварным кольцом

    Смешение жанров и смещение кадров, без чего не обходится ни одна внутрицеховая революция, еще не гарантия того, что новый медиа-проект новой команды - это гарантированная удача. Сколько было этих новых проектов! А запоминаются, даже если и не выживают по экономическим причинам, лишь те, что делают талантливые, трудолюбивые, смелые журналисты и их главные редакторы. Ну, конечно, нельзя донашивать на публике старые мысли и слова, ну, конечно, нужны свежая кровь и новые технологии. Только принципы иногда не вредят старые: продавая газету, не продавай дьяволу душу.

    В журналистике бывает, когда поражение от победы не отличить. В советские времена главные редакторы кремлевские выговоры носили, как ордена. Перестройка была бы невозможна без дерзкой, сильной, умной прессы. Общество сидело "на игле", все друг другу пересказывали, что прочитали. Что мы сейчас пересказываем друг другу? Что увидели. Но думаем, как правило, мы по-прежнему над тем, что прочитали... А читать что, несмотря на почти 50 тысяч газет и журналов, издаваемых в России, есть не так уж и много.

    Думаю, что проблемы доверия прессе начались тогда, когда в журналистику как на самый свободный и быстрорастущий рынок труда хлынули тысячи непрофессионалов. Из "челноков" и ларечников выросли директора супермаркетов - это правда, и дали новое дыхание жизни. Философия продаж поработила и четвертую власть. Время фаст-фуда потребовало фаст-рида. Сервисная информация: чего изволите? куда изволите? - стала гордиться своими газетными тиражами.

    Что спасет журналистику как суть гражданского общества? Селекция и градация. Кто-то печатает расписание электричек в онлайновом режиме и диету Пугачевой, а кто-то акынский текст: как обустроить Россию. При этом понятно, что гораздо больше людей обустраивают дачу, а не Россию. Но если даже при невероятно уплотнившемся времени, при встающем на ноги в России среднем классе, который прежде всего считает, а потом уже читает, не будет качественных аналитических СМИ, то и обустраивать нечего будет ни тем, ни другим...

    Представьте себе: из рук в руки коммерсант передает газету, с трудом ищет свои известия, осознавая, что время новостей - это уже давно не московские новости, а новая газета - не единственная правда в российских ведомостях.

    Пока столичная пресса "пасла народы" или заходилась в желтой лихорадке, далеко от Москвы тоже жили газеты. Легко быть смелым большому и сильному, а поднять в городской газете проблему на всю страну (о трагедии в уральском роддоме мы узнали благодаря смелости Натальи Калининой из газеты "Вечерний Краснотурьинск") дано не всякому. Мужественные коллеги - сужу по ежегодным церемониям награждения премией Артема Боровика и премией "Золотой гонг" - в России не переводятся.

    И тиражи областных газет могут смело тягаться с некоторыми центральными. Да и многие районки достигли тиражей, сопоставимых, допустим, с "Независимой газетой", ибо они стали "наше все": кто родился, кто женился, кто умер - оказывается, самая главная информация. При отсутствии местных олигархов на этих житейских объявлениях газеты зарабатывают свою рыночную копейку.

    У меня на днях был хороший выбор: потратить выходной на чтение последнего романа Акунина или на газетные вырезки, присланные на Всероссийский конкурс "Золотой гонг". Уже который год с огромным уважением отношусь к иному знанию жизни, к труду коллег, которые держат информационное поле России, не давая ему зарасти унтерпришибеевщиной, лизоблюдством, хлестаковщиной.

    Оказывается, конкретное знание конкретного факта, конкретной судьбы вдруг говорит о жизни намного больше, чем компьютерно-компилятивный лепет пластмассовых мальчиков и девочек или убойная проходимость папарацци.

    Раз в году в "Президент-отеле" собираются главные редакторы ведущих региональных газет России, приглашаются лауреаты года по ключевым номинациям и под водительством неутомимого крестного отца всех журналистов декана МГУ Ясена Николаевича Засурского начинается раздача "Золотых гонгов". 24 марта это произойдет уже в одиннадцатый раз. Мне как члену жюри поручена "культура и общество". Что запомнилось на этот раз?

    Прежде всего мужество коллег, которые пишут о небесспорных спорах РПЦ с учреждениями культуры в борьбе за собственность. Убедительный материал представлен Виктором Сбитневым ("Костромские ведомости") о судьбе Ипатьевского музея-заповедника, который пытались выселить из монастыря с подключением всех высших земных сил. Но многие известные люди России выступили в защиту и за сохранение в этом месте уникального научного центра. Если монастыри на Руси всегда славились своим просветительством, то зачем же сейчас им превращаться в "свечные заводики"?

    Тамара Антипенко из "Курской правды" встала на защиту областной библиотеки для слепых, которую должны выселить из монастыря. Только куда? В области три с половиной тысячи слепых. Для них в библиотеке почти сто тысяч томов книг (представьте себе, "Война и мир" по Брайлю - это целых 29 томов!). Хорошо верить в Бога на небе, но почему божеское не побеждает безбожное на земле? Или мы воистину страна глухих, страна слепых...

    Ирина Клепикова из Екатеринбурга не представила никакого расследования. Она решилась соревноваться в самом простом и коварном жанре. Сколько в печати было интервью с Зурабом Соткилавой - не счесть. Но самое интересное опубликовано в "Областной газете". Всемирно известный тенор, бывший капитан тбилисского "Динамо" просто отводит душу с компетентным собеседником, которому заодно можно рассказать, а что же на самом деле происходит в Большом театре.

    Светлана Симакова из "Вечернего Челябинска" не только географическая соседка Клепиковой, но и собрат по духу, которая как на амбразуру бросается на защиту балерины, которая из-за сломанной ноги должна в 35 лет уходить на пенсию в 1,5 тысячи рублей.

    Да, многое не дано провинциальной прессе. И щи попостнее, и жемчуг помельче, и скандал - это не всегда синоним успеха. То ли дело в Москве!

    В журналистике бывают времена - и победу от поражения не отличить. Когда начинаются состязания, кто быстрее расскажет о веревке в доме повешенного, кто первым покажет то, от чего принято отводить глаза. Последний случай, когда фотокорреспондент прорвался в реанимацию под видом сына актера, чтобы снять лежащего в коме Николая Караченцова, кроме семьи, кажется, не потряс никого. Гражданское общество легко проглотило. Наш менталитет озабочен то Кремлем, то Чечней - там мы ищем то правых, то виноватых. Ежедневную работу адекватной реакции на реальную жизнь выполнять некому.

    Если все на продажу, то какие неписаные законы чести и профессии? Это все уже секонд-хенд. Поношенные законы для поношенных людей. Пусть все утешатся 122-м законом и бурной дискуссией о монетизации льгот.

    ...Уже который раз случайные заметки из региональных газет складываются в современную повесть, которая возвращает российской повседневности чувство утраченного достоинства.

    От редакции

    Приглашаем коллег-журналистов, в том числе живущих далеко от Москвы, продолжить этот разговор. Материалы дискуссии - на сайте РГ.

    Поделиться