...Сегодня в Бресте живет участник тех событий - ветеран Великой Отечественной войны, майор инженерных войск в отставке Владимир Иванович Киргизов. Это ему доверили провести сложнейшую операцию по взрыву многотонной глыбы. Вся сложность подрывных работ состояла в том, что рядом находились другие, уже готовые памятники комплекса. В этом случае лучше было бы вручную разбивать постамент, но поджимали сроки.
- Арматура там была очень толстой, - вспоминает Владимир Иванович. - Даже в тех огромных дотах, которые до сих пор стоят за крепостной стеной, не разрушенные ни войной, ни временем, арматура в два раза тоньше. Предстояло использовать огромное количество взрывчатки. Между тем мне не давали даже нескольких дней для подготовки взрыва. А "над душой" стояли штатские инженеры, докучая расспросами, что останется, например, от плит некрополя, если произойдет взрыв такой силы. Я посоветовал укрыть плиты деревянными щитами. А вдобавок в качестве гарантии безопасности пообещал поставить свою личную новенькую "Волгу" недалеко от плит. В общем, на подготовку я потратил одну ночь - делал расчеты. А утром, когда в крепости еще никого не было, пробрался под постамент по подземным колодцам и подложил взрывчатку. После взрыва постамент и рухнул в эти колодцы, мало что взлетело на воздух. И все-таки от взрывной волны немного пострадал штык-обелиск: внизу появилась небольшая вмятина. Впрочем, меня за нее особо не ругали...
Это был не единственный взрыв, который произвел в крепости майор Киргизов. Его на время возведения мемориала специально прикомандировали в крепость на случай всяческих ЧП. Дело в том, что рабочие постоянно сталкивались со смертоносными находками - неразорвавшимися гранатами, минами, снарядами. Война оставила их здесь во множестве. И кто бы ни обнаружил боеприпасы - бульдозерист, экскаваторщик, землекоп - работы приходилось останавливать на всей территории. Под вой сирены люди уходили в безопасное место, а за дело брались саперы. Вскоре выяснилось, что при такой организации работ ни в какие сроки не уложишься. Слишком много времени уходило на извлечение взрывоопасного груза из земли и вывоз для уничтожения за территорию крепости. Решили взрывать на месте. Этим и занялся майор Киргизов, который получил богатый опыт взрывных работ в годы войны.
Утром приезжал в крепость на своей "Волге", груженной взрывчаткой, детонаторами и прочими специфическими средствами из саперного набора. Работал Владимир Иванович в одиночку, лишь в крайних случаях звал на помощь. Например, когда строители обнаружили авиабомбу. Она упала на территорию крепости 22 июня 1941 года, но не взорвалась. В общем, эту бомбу откапывали из земли голыми руками, а затем с помощью крана погрузили в кузов грузовика. Машина была гражданская, за рулем - молоденький паренек. Майор велел ему ехать на полигон к месту взрыва на "Волге", а сам сел за руль "бомбовоза".
Киргизов - человек скромный, свои армейские подвиги особо не афиширует, хотя на гражданском пиджаке у него всегда прикреплен боевой орден. Сегодня в Бресте многие знают его как неутомимого изобретателя. Последние разработки Киргизова - в помощь дачникам. Например, лопата с рычагом Архимеда, устройство для прополки запатентованы не только в Беларуси, но и в России. А к 60-летию Победы ветеран готовит специальный подарок для армии: устройство для рытья окопов, которое, по мнению изобретателя, должно прийти на смену лопатам в пехоте.