Президент назвал ситуацию с "ЮКОСом" единичным случаем

При этом глава государства стал автором самого существенного заявления, сняв все вопросы с наиболее щепетильной для бизнеса темы. "В целях стабилизации отношений собственности и недопущения какого-либо возврата к теме ее передела считаю возможным поддержать предложение о сокращении срока давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет", - сказал глава государства. Владимир Путин также попытался объяснить, что ситуация с "ЮКОСом" - это единичный случай и не должна рассматриваться как волна с каким-то продолжением. Внешне бизнесмены не подали никакой реакции на это сообщение. Уже потом председатель "Деловой России" Борис Титов заметил, что это заявление стало для них полной неожиданностью. "Это центр сегодняшнего дня, это очень позитивный шаг со стороны президента", - подчеркнул он.

Председатель координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин подчеркнул, что если бы на встрече прозвучало только это заявление - это уже был бы существенный результат: "Мы готовы чаще встречаться, если при подготовке таких встреч будут приниматься такие решения".

А глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин констатировал факт закрепления уважения к праву собственности. Впрочем, основной массив приватизационных сделок пришелся на 1996 год, так что в следующем году большинство из них и так "получили" бы срок давности, после истечения которого даже через суд невозможно было бы оспорить законность совершения той или иной сделки.

Вопрос признания приватизационных процессов не стал единственной актуальной темой, обсуждавшейся вчера в Кремле. В поле зрения бизнеса и власти попала ситуация с конкуренцией на российских рынках. Владимир Путин напомнил, что правительство подготовило новый закон о защите конкуренции, который призван реально бороться с диктатом монополистов и помочь открытию рынков, в том числе и региональных, для тысяч новых предпринимателей.

Этот документ вызвал наибольшее количество вопросов у крупных бизнесменов, в то время как малый и средний бизнес полностью его поддержали. По словам генерального директора "Северсталь-Групп" Алексея Мордашова, в проекте закона есть ряд положений, которые могут стать серьезным источником для административного вмешательства в дела компаний и оказать деструктивное влияние на деятельность рынков.

Несмотря на это даже крупный бизнес, со слов главы РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса, считает новый законопроект о защите конкуренции абсолютно разумной идеей. Государство должно реагировать на факты недобросовестной деятельности на рынке, как, например, при повышении цен на бензин несколькими компаниями в ряде регионов. Но у него нет легитимных схем для реагирования. "В законе есть большой объем рычагов воздействия, но не прописаны регламентные процедуры использования этих рычагов, - обратил внимание главный энергетик России. - В условиях непростых отношений власти и бизнеса у последнего есть опасения, что этот закон станет еще одним инструментом давления на бизнес - не по сути закона, а по другим соображениям".

Вообще, формат встречи оказался достаточно интересным. Вопросы для беседы фактически поднимали не представители бизнеса, а Владимир Путин, как бы угадавший круг тем, которые интересовали бизнесменов больше всего. Помимо ситуации с собственностью и конкуренцией президент в своем вступительном слове подтвердил взятый ранее государством курс на поддержку российских компаний на зарубежных рынках.

В этой связи президент "Евразхолдинга" Александр Абрамов пожаловался Владимиру Путину, что в этом направлении не все так просто. Он заметил, что существуют ограничения для прямого размещения ценных бумаг отечественного бизнеса на заграничных фондовых рынках, что существенно препятствует экспорту капитала. И хотя бизнес прекрасно понимает интерес федеральных служб и ведомств в развитии внутренних фондовых рынков, такая позиция является ошибочной, поскольку напрямую препятствует росту капитализации российских компаний и экономики в целом.

Кроме того, Абрамов заявил, что бизнес испытывает трудности при совершении приватизационных сделок за рубежом, поскольку обязан получать соответствующие лицензии на вывод средств в Центробанке. Правда, министр финансов Алексей Кудрин возразил, что эта мера уже не действует с лета прошлого года. На что Абрамов пояснил - юридические фирмы, которые российским компаниям приходится нанимать при таких сделках, все равно рекомендуют обращаться за лицензиями. При этом он признался Путину в "хищническом интересе" к приватизации на Украине.

- Так они будут вас кошмарить не переставая, пока вы им платите, - усмехнулся президент. А когда узнал, что компания Абрамова пользуется услугами английских юристов, посоветовал обращаться к отечественным. Однако президент попросил экономический блок правительства разобраться с ситуацией и пообещал лично поговорить на эту тему с главой ЦБ Сергеем Игнатьевым. Президент поддержал стремление отечественного бизнеса к инвестированию средств в страны СНГ, в том числе в Украину, Грузию и даже Абхазию.

Владимир Путин также сообщил, что правительство с учетом обоснованных претензий бизнеса готовит предложения по регламентации целого ряда налоговых процедур, в первую очередь процедуры налогового контроля и администрирования. "Удалось договориться по всем вопросам, в ближайшее время правительство внесет законопроекты в Госдуму, чтобы налогообложение было прозрачным и не было препятствием порядочному бизнесу", - отметил вице-премьер Александр Жуков, подводя итоги встречи. Путин признал справедливыми упреки в адрес правительства по поводу того, что оно затягивает изменения в налогообложении.

Другое дело, что в бизнес-среде до сих пор нет абсолютного согласия по некоторым налоговым вопросам. Например, в части снижения ставки НДС с 18 до 13 процентов. По словам Александра Шохина, существует такая позиция, что снижение налога будет компенсировано за счет усиления налогового администрирования, которое сегодня находится не на самом лучшем уровне, а значит, только принесет ущерб бизнесу.

Прошедшую встречу пока сложно назвать прорывной - за словами должно последовать дело, а главное - конечный результат. Похоже, государство намерено дать определенный карт-бланш бизнесу для того, чтобы взял на себя роль локомотива отечественной экономики, которая сейчас переживает определенный спад.

Кстати

На встрече с президентом присутствовали в общей сложности 26 представителей российского бизнес-сообщества. Причем Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленная палата были представлены практически в равных пропорциях. В Кремль прибыли глава РСПП Аркадий Вольский, руководитель "Транснефти" Семен Вайншток, председатель совета директоров "Суал-Холдинг" Виктор Вексельберг, председатель совета директоров компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска, президент корпорации "Система" Владимир Евтушенков, глава "Газпрома" Алексей Миллер, руководитель компании "Интеррос" Владимир Потанин, президент ТПП Евгений Примаков, председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, председатель "Деловой России" Борис Титов, вице-президенты организации "ОПОРА России" Александр Кабанов и Виталий Коханенко, представители ассоциаций российских и региональных банков. Если представительство РСПП по сравнению с предыдущей встречей осталось практически прежним - среди участников отсутствовал глава Внешторгбанка Андрей Костин, зато добавились президент "Транснефти" Семен Вайншток, исполнительный секретарь РСПП Николай Тонков и президент "Ростекстиля" Борис Фомин, - то ТПП серьезно перекроила состав своих представителей.