28.03.2005 01:50
Поделиться

Богатые – самые злостные неплательщики за квартиру

В целом по городу, как удалось выяснить корреспонденту "РГ", должниками числятся примерно 150 тысяч квартиросъемщиков или квартировладельцев. Если учесть, что столичная семья в среднем состоит из трех человек, то выходит, что постоянно вовремя не платят за квартиру около 450 тысяч горожан, или примерно 5 процентов населения города. Должны они в общей сложности примерно 750-800 миллионов рублей. Неплательщики делятся на обычных должников и злостных. В последнюю категорию попадают после трехмесячной просрочки. Средний долг по столице - примерно десять тысяч рублей. Напомним, что по российскому законодательству власти имеют право продать квартиру должника, а жильцов муниципальных квартир выселить в помещения, соответствующие нормам общежития, через шесть месяцев неуплаты по решению суда.

Ольга Федорова из Марьина не платила за квартиру больше года. Долгов у нее накопилось больше тринадцати тысяч. На вопрос корреспондента "РГ", почему она так пренебрежительно относится к счетам за коммунальные услуги, молодая, хорошо одетая женщина ответила, что их семья все время находится в разъездах, вот и вчера только приехали. Завтра квитанцию оплатят.

Как рассказали "РГ" в комплексе городского хозяйства, половина должников платит по накопившимся счетам по первому предупреждению. Четверть, среди которых большинство - владельцы второго, третьего или еще какого-то жилья по счету, расплачиваются, как только дело доходит до суда. Бывают и курьезные случаи. Один из жителей Чертанова, постеснявшийся назвать свое имя, не платил потому, что не знал, как это делается. Раньше коммунальными делами ведала бывшая жена, которая при разводе квиточки прихватила с собой. Незадачливый хозяин страшно обрадовался приходу сотрудников ДЭЗа, явившихся разобраться с должником.

Но случая, чтобы дело дошло до описи или даже продажи жилья, в истории города еще не было. Дело в том, что значительная часть должников на самом деле весьма обеспеченные люди, что не мешает им быть безответственными.

- Сделав запрос на одного гражданина, - рассказывала Светлана Федюнина, начальник отдела службы судебных приставов по Южному округу, - мы выяснили, что он владеет дорогой иномаркой. Долгов-то на три тысячи рублей. Трудно до сберкассы дойти.

Очень многие должники - удачливые дельцы, для которых квартира - выгодное вложение средств. Купили жилье и стоит пустым. Обойдя поздно вечером, когда все уже должны быть дома, два десятка адресов злостных должников, корреспондент "РГ" зря долго звонил в две трети квартир: так никто и не откликнулся. А поскольку хозяева таких квартир не бывают в них годами, с них не то что деньги получить, напомнить невозможно о долге коммунальщикам.

Нелюбовь коммунальщиков к должникам можно понять. Но иногда в своей борьбе за безусловно правое дело работники ЖКХ и власти переходят все мыслимые рамки. Например, в городе некоторые управы в своих районных газетах публикуют "черные списки" должников. Работники ДЭЗов вывешивают их прямо на дверях подъездов, с указанием фамилии, адреса и долга, хотя такая информация, по словам юристов, является конфиденциальной. А по распоряжению префекта Юго-Восточного округа Владимира Зотова полные списки также с указанием адресов и сумм долга недавно были вывешены на официальный сайт округа. Пригрозил Зотов и реально выселить злостных неплательщиков в полуаварийное общежитие в Капотне.

На фоне сообщений, появившихся в последнее время в газетах о том, что в столице действуют группировки, охотящиеся за квартирами малообеспеченных и, как правило, беззащитных семей, одиноких стариков, не слишком ли жестоко давать на всеобщее обозрение их адреса и полную раскладку с финансовой ситуацией? Желающих же в криминальном мире "помочь" бедняку сменить просторную московскую квартиру на домик в Тверской области и без того было немало.

Нашла себя в "черном списке" и Светлана Татаринова, одинокая мать троих детей. Она должна городу за свою трехкомнатную квартиру около 12 тысяч рублей. Долг висит больше года. Отдать его она пока не может. Зарплаты уборщицы (единственная работа, на которую у нее сейчас хватает времени) в шесть тысяч рублей хватает только на продукты. Один ребенок совсем маленький, у второго - астма, он постоянно требует внимания и заботы. К тому же умерла мама, помогавшая с детьми.

- Я пыталась оформить субсидию, - рассказывает она. - Пришла в центр субсидий, а мне говорят: пока не погасишь долг, ничего не получишь. А как я его погашу, если он постоянно растет? И как кучу справок собрать, если я и часа свободного не могу выкроить?

-Субсидии дают и при наличии долгов, - сказала "РГ" Нина Григорьева, специалист управы Марьино, где живет Светлана. - Чем мы можем ей помочь? Прислать социального работника? Но они обслуживают только пенсионеров.

Информацию об упрощенном порядке оформления субсидии "РГ" подтвердили и в городском центре жилищных субсидий. Оказывается, приказ на этот счет действует уже с 2001 года. Почему же тогда он не дошел до районного центра, к которому относится Светлана Татаринова?

Наступление на должников за первые же две недели марта принесло потрясающие результаты: из 60 миллионов долгов в округе погашено 15 миллионов, а количество неплательщиков сократилось с 13 тысяч до 8 тысяч.

Между тем, как выяснилось, вполне можно обойтись и без унижения людей перед соседями, знакомыми, которому подвергаются люди в "черных списках".

- Мы предпочитаем позвонить и лично напомнить человеку о накопившемся долге, - поделился с "РГ" Александр Орешкин, директор ДЭЗа "Чертаново-Южное". - Если не помогает, обходим квартиры неплательщиков с участковым. Иной раз достаточно просто объяснить, как и за что надо платить. Мало ли у кого какие обстоятельства, может, работу потерял человек...

Наладить индивидуальную работу в районе Орешкину удалось, конечно, не сразу. Но в конце концов просто внес в договор с фирмой-подрядчиком, выполняющим все работы на территории, пункт об обязательном обходе. В результате общегодовая собираемость кварплаты в Чертанове-Южном составляет 100 процентов. Кстати, такой мягкий подход - принцип во всем Южном округе, именно его придерживается префект Петр Бирюков.

Между тем

Должников, ставших такими по воле обстоятельств, утешу: в ближайшее время выселять их из квартир, тем более в массовом порядке, за долги никто не будет. Хотя бы потому, что некуда. Как рассказал "РГ" Александр Тезавровский, пресс-секретарь столичного департамента жилищной политики и жилого фонда города, необходимый для этого резервный жилой фонд для переселения должников пока не создан.