Вместе с изменением абсолютных значений госдолга за год изменились и предпочтения региональных финансистов, которые они отдают тем или иным финансовым инструментам. Год назад лидерами были региональные облигации и гарантии. Теперь ситуация изменилась и безусловное предпочтение отдается эмиссии ценных бумаг: в структуре госдолга на начало этого года задолженность по ним превышала 40 процентов (см. диаграмму 2). В целом задолженность по рыночным заимствованиям - облигациям и банковским кредитам - выросла. Соответственно увеличились и расходы по обслуживанию госдолга ни много ни мало на одну треть с 15,8 миллиарда рублей в 2003 году до 20,7 миллиарда в 2004 году.
Это была "средняя температура по больнице", а теперь рассмотрим долговую нагрузку отдельных, наиболее примечательных регионов. Но только вначале сделаем одно предупреждение: действующая система бюджетной отчетности не совершенна и поэтому многие регионы, честно выполняющие нормативы и инструкции, могут на бумаге выглядеть совсем не так как в реальности.
Самое удивительное, что может встретиться в отчетности, так это ситуация, когда долг есть, а расходов на его обслуживание нет. Вот как, например, у администрации Владимирской области: госдолг есть, причем за 2004 год он снизился с 550 миллионов рублей до 490 миллионов, а расходов на его обслуживание нет. На самом деле все очень просто и объясняется структурой госдолга данного региона. В ней отсутствуют рыночные заимствования, а есть только бюджетные ссуды и гарантии, проценты по которым практически не начисляются.
Более сложную загадку задала администрация Тамбовской области. У нее есть госдолг, причем он весь исключительно внутренний и за год вырос с 560 миллионов до 1,1 миллиарда рублей, нет расходов на обслуживание госдолга и в структуре госдолга присутствуют рыночные заимствования - 200 миллионов задолженности по коммерческим кредитам. Но это не все: внешнего госдолга у администрации на 01.01.2005 г. нет и весь последний год не было, но расходы на обслуживание внешнего долга есть.
Попробуем расставить точки над i. Как явствует из отчетности, обладминистрация привлекла коммерческий кредит в 200 миллионов рублей в декабре 2004 года. Поскольку проценты по кредиту обычно выплачиваются ежемесячно, можно предположить, что первые расходы по статье "обслуживание внутреннего долга" регион понес только в январе 2005 года. Поэтому в годовой отчетности, которая составлена по состоянию на начало 2005 года, расходов на обслуживание реально существующего долга нет.
Что касается второй части загадки, то она посложнее будет. Обслуживание внешнего долга, которого, повторимся, у региона нет, составляло на начало этого года 32 тысячи рублей. Но на начало декабря 2004 года эти же 32 тысячи рублей проходили по бюджетной отчетности региона как расходы на обслуживание внутреннего долга, которого (в смысле рыночной его части), опять повторимся, на тот момент еще не было.
Остается только предположить, что эти 32 тысячи рублей - какая-то статистическая погрешность расчетов и их надо было в отчетности просто куда-нибудь пристроить.
Следующая загадка от Пермской области. В структуре госдолга на начало 2005 года рыночных заимствований нет, но расходы на обслуживание долга тем не менее есть. Оказывается, администрация области в течение года привлекала коммерческий кредит на 180 миллионов рублей и до окончания года его погасила. Поэтому в годовой отчетности факт краткосрочного существования этого долга не отражается. Если предположить, что кредит был выдан по ставке 18 процентов годовых, то тогда получается, что он был взят на девять дней и на десятый погашен.
У ряда регионов, например у Республики Тыва, в структуре госдолга есть задолженность по облигациям, но расходов на обслуживание долга нет. Объяснение будет простым. Ранее в одной из публикаций мы писали о просроченных долгах по облигациям, выпущенным регионами в погашение товарного кредита. Так вот, регионы-должники не только не погашают этот просроченный долг, но и не платят процентов по нему.
Госдолг Ульяновской области за прошедший год сократился на 17 процентов. Это весьма позитивный факт для финансов этого сложного региона. Но что вызывает недоумение, так это отрицательное число в колонке, по которой отражается объем привлеченных кредитов. Иначе говоря, если читать отчетность буквально, получается, что область как-то исхитрилась привлечь коммерческих кредитов на -866 тысяч рублей.
Всего четыре субъекта Федерации показали по отчетности нулевой госдолг. Это Челябинская область, Чеченская Республика, Агинский Бурятский и Ненецкий АО. Что касается лидеров прироста госдолга, они представлены в таблице 1. Делая эту отсылку, единственно, хотелось бы предостеречь читателя от поспешных выводов типа "раз госдолг растет, значит, администрация региона неэффективна".
Тема госдолга весьма объемна. Мы продолжим ее в следующей публикации.