Прения являются заключительной стадией судебного процесса, по завершении которой суд удалится для вынесения приговора. Судебное следствие по делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова продолжалось около девяти месяцев. За это время были допрошены более ста свидетелей, исследовано большое количество документов, в том числе заключения экспертов и специалистов. Ходорковский и Лебедев не признали свою вину ни в одном предъявленном им обвинении, Крайнов вину свою признал частично.
Процесс - открытый. Вызывает интерес не только у политиков, бизнесменов, журналистов, родственников подсудимых, но и просто у зевак. К примеру, вчера на заседание пришли несколько пассажиров поезда Москва-Иркутск. Благо площадь трех вокзалов находится в двух сотнях метров от здания суда.
- У нас еще четыре часа до отправления, - рассказал один из пассажиров Николай Варнаков, строитель из Братска. - Мне и моим товарищам интересно, как ведут себя в суде такие крупные бизнесмены, как Ходорковский и Лебедев. Вчера мы прочитали о том, что начинаются прения. И сегодня решили побывать на процессе, закончив вчера все свои дела в столице.
Оба олигарха вели себя спокойно, и даже улыбались, когда их провели за решетку на скамью подсудимых. Судья Ирина Колесникова объявила начало заседания.
Первым к барьеру баталий вышел прокурор Дмитрий Шохин. Он сразу заявил, что вина подсудимых полностью доказана. Затем долго и обстоятельно рассказывал о всех, по его мнению, криминальных делах экс-руководителей "ЮКОСа" и "МЕНАТЕПа". Он практически без изменений повторил текст обвинительного заключения, с которым выступал еще в начале процесса. Напомним некоторые детали обвинения. По мнению следствия, М. Ходорковский,
работая председателем Совета директоров банка "МЕНАТЕП", в 1994 году создал организованную группу, которая решила завладеть акциями приватизируемых предприятий. Затем организовали реализацию производимой предприятиями продукции подконтрольным им посредникам не по рыночной, а по заниженной цене. А полученную разницу М. Ходорковский и другие частники организованной группы обращали в свою пользу, нанося таким образом ущерб акционерам. По словам Шохина, именно таким образом Ходорковский и Лебедев со товарищи завладели в 1994 году 20 процентами госпакета акций ОАО "Апатит" на 283 миллиона долларов. Аналогичным образом, утверждает обвинение, в 1995 году был незаконно приватизирован 44-процентный пакет акций Научно-исследовательского института по удобрениям и инсектофунгицидам.
По мнению следствия, за 1999-2000 годы организованная группа под руководством М. Ходорковского не уплатила налогов на 17 миллиардов рублей.