Заседание прошло в закрытом режиме, но, в принципе, было известно, что у аудиторов много вопросов по тому, как выполняется 122-й Закон в регионах. Тем более что практически все эти вопросы и проблемы активно обсуждались в течение всех трех месяцев с начала года и на еженедельных "социальных" совещаниях у премьера Михаила Фрадкова, и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. И по многим из них правительству приходилось реагировать в пожарном режиме - достаточно вспомнить работу по обеспечению пенсионеров льготными проездными на городском транспорте, экстренным мерам, улучшающим положение военных, а также поездки по регионам министра здравоохранения и соцразвития Михаила Зурабова.
Счетная палата занималась всеми аспектами выполнения программы по замене льгот денежными компенсациями - по транспортному обслуживанию и обеспечению льготников санаторными путевками сообщения на коллегии сделали аудиторы СП Сергей Агапцов и Сергей Рябухин. Но самой горячей темой по понятным причинам оставалась тема лекарственного обеспечения. Результаты проверки в своем докладе представил аудитор палаты Валерий Горегляд.
Основные вопросы по реализации реформы Валерий Горегляд высказывал корреспонденту "РГ" и раньше. По его мнению, одной из главных проблем стало "искусственное" разделение льготных категорий граждан на "федералов" и "регионалов". Поскольку многие субъекты Федерации столкнулись с проблемой недостатка собственных средств для социальной поддержки льготников регионального уровня, одни и те же категории в разных регионах оказались поставленными в неравные условия и по сумме денежных компенсационных выплат, и по перечню оставленных натуральных льгот.
Во многих регионах власти запоздали с принятием региональных законов и необходимых подзаконных актов. Но необходимая нормативно-правовая база и на федеральном уровне не была готова в срок. Например, форму рецептурного бланка минздрав утвердил незадолго до Нового года. Так что "лекарственная лихорадка", которой переболели в январе-феврале многие регионы, случайной не была.
Еще один спорный момент, который активно дискутировался с начала года, касался участия страховых компаний в программе лекарственного обеспечения. Первоначальная схема финансирования предполагала, что связь между пациентами-потребителями лекарств и их поставщиками будут осуществлять страховщики. Они должны были, с одной стороны, контролировать правильность медицинских назначений и, с другой, участвовать собственными средствами в расчетах с фармпроизводителями в случае возникновения финансовых трудностей. Но, как считает Валерий Горегляд, программа лекарственного обеспечения льготников никакого отношения к страхованию не имеет. Средства федерального бюджета - это не страховые взносы, они имеют строго целевое назначение.
Правда, пока шли проверки, Михаил Зурабов и сам в начале февраля принял решение об отстранении страховщиков от участия в программе - по его мнению, компании оказались "не готовы разделить риски с другими участниками". Впрочем, и сам министр, и Валерий Горегляд не исключают, что в дальнейшем при закупке лекарств все-таки будут использоваться страховые механизмы. Более того, в минздравсоцразвития зреют планы о распространении бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении не только льготников, но и "обычных" пенсионеров.
В течение марта ситуация с обеспечением льготными лекарствами улучшилась, констатировали аудиторы СП. И хотя проблем по-прежнему много, "конструктивное взаимодействие проверяющих и проверяемых позволило снять ряд конкретных вопросов уже в процессе проверки". Тем не менее в некоторых регионах по-прежнему имеют место недопоставки по объему и номенклатуре медикаментов, а фактическое наличие лекарств в отдельных субъектах (особенно это касается удаленных регионов) составляет от 23 до 73 процентов от потребности.
Данные проверок Счетной палаты будут переданы в Государственную Думу и Совет Федерации, правительство России, уполномоченному по правам человека. В ближайшее время к обсуждению проведения реформы подключатся и парламентарии. Неделю назад депутаты отправились в регионы - посмотреть на ситуацию своими глазами.