Тон общению задал президент фонда "Единство во имя России" Вячеслав Никонов.
- В России, что бы ни произошло, пусть даже что-то позитивное, - это всегда может стать проблемой. Вот и сейчас интересная ситуация: бюджет профицитный, цены на нефть высокие, а деньги складируются в Стабфонд, и, как их тратить, государство не знает, - констатировал политолог.
Информацию к размышлению о состоянии экономики коллегам представили президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев и руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По словам Гурвича, Россия уже не может развиваться за счет существующих сейчас мощностей - загружено уже все. При этом эффективность нашей экономики в 2,5-3 раза ниже, чем у аналогичных развивающихся стран, из-за громоздкой и проблемной инфраструктуры. К тому же у нас низкая норма накопления (доля национального дохода, которая в дальнейшем расходуется на расширение производства и модернизацию предприятий) -всего 18-19 процентов, в два раза меньше, чем в Китае. При этом для выхода на уровень самодостаточности и самообеспеченности государства эта норма должна быть не менее 30 процентов. А значит, для развития и модернизации экономики (необходимость чего никто не ставит под сомнение) нужны еще и иностранные инвестиции. Причем инвестиции прямые, а не портфельные (которые, по мысли Гурвича, не приносят пользы) или в виде краткосрочных и среднесрочных займов. А прямых инвестиций к нам как раз приходит немного, чему виной слабо защищенное право собственности и судебная система, работающая не без нареканий. Поэтому в модернизацию экономики должно вкладываться государство, финансово-промышленные группы и бизнес вообще.
- В экономике, как и в жизни, ничего не бывает даром. Нужно понимать, что высокие цены на нефть и связанный с ними рост экономики - не навсегда, и за тучным годом придет голодный. Уже в 2007 году ожидается падение цен на нефть до 20-26 долларов за баррель, - заявил Гурвич.
Коллегу дополнил Леонид Григорьев. По его мысли, чтобы избежать глобальных неприятностей в будущем, государству уже сейчас необходимо навести порядок в своей нефинансовой сфере и вложить большие средства в инфраструктурные проекты: в ремонт старых и строительство новых автомобильных и железнодорожных магистралей, в региональные электросети, в новые аэропорты. В качестве примера того, как это делается, Григорьев привел США, где на строительство мостов и дорог выделено 284 миллиарда долларов и, одновременно в то же время сел в тюрьму бывший губернатор штата Коннектикут за копеечные (по американским меркам) финансовые нарушения при строительстве особняка.
- Россия, пожалуй, единственная крупная страна, у которой нет долгосрочного плана развития экономики, а среднесрочный постоянно переписывается. Кажется, что нам страшно заглянуть на 20 лет вперед, - заявил Григорьев.
В целом общение экспертов получилось сумбурным и свелось к перечислению проблем нынешней России и поиску взаимосвязей между ними: у многих, что называется, "наболело". Собственно о судьбе Стабфонда говорили мало, хотя новые предложения, в дополнение к уже озвученным, были высказаны. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин предложил срочно направить лишние деньги на социальные нужды, хотя это и противоречит идее развития экономики.
- Это не благотворительность, а восстановление человеческого потенциала страны. И это намного более важно, чем нефть. Как можно рассуждать о благе будущих поколений, когда уничтожается нынешнее? Экономические теории пишутся для стран, где защищена собственность, и это не про нас.
Генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев дополнил Делягина, предложив все-таки вкладывать деньги из соображений развития человеческого капитала. К примеру, бездарные траты нефтяных сверхдоходов СССР в конце концов имели и один положительный эффект: накачивание ВПК деньгами способствовало развитию науки и высоких технологий.