Телеэфир 30 марта

30.03.2005

КУЛЬТУРА 20.35 ВРАГИ *** "Эту экранизацию знаменитой драмы стоит посмотреть не только из-за участия в ней Иннокентия Смоктуновского. Тут счастливый случай оглянуться и вернуться к нормальной системе ценностей. Ведь наши новые экстремалы ухитрились и Горького "сбросить с корабля современности", а если и обращаются к его драматургии, то в роли мосек, лающих на слона. Между тем это драматург великий: он как никто передал в своих пьесах интеллектуальный накал страстей, раздиравших предреволюционную Россию и ввергших ее в катастрофу. Хотя в фильме, поставленном Родионом Нахапетовым, пьеса сильно пострадала от сокращений и адаптации к условиям кинопросмотра. Играют также Марина Неелова, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис, Олег Ефремов, Елена Соловей, Николай Трофимов, Вера Глаголева. 1977.

ТНТ 22.00 СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ *** 80 лет назад из-под пера Михаила Булгакова вышла эта едкая сатира на хама, завладевшего страной, на морок, охвативший некогда культурную державу. Фильм, снятый Владимиром Бортко в 1988 году, в значительной степени удался, хотя я и не в восторге от Шарикова в воплощении актера-дебютанта Владимира Толоконникова - он слишком натурально "сливается" с образом, за которым не ощущаешь ни личности актера, ни его отношения к сыгранному. Но увлекательность фантастического допуска: человеческий мозг, пересаженный дворняжке, - и мощь возникших от этого метафор и параллелей сделали картину знаковым событием. Хорошо стилизовано время, замечательны профессор Преображенский у Евгения Евстигнеева и Швондер у Романа Карцева.

РОССИЯ 0.30 КАТАЛА ** Первый предвестник перестройки в кино и последующего кризиса моральных ценностей. Сергей Бодров снял эту криминальную драму по сценарию Александра Буравского - оба к тому времени эмигрировали в США и оглядывались на свою прошлую жизнь как бы со стороны. Фильм объективно зафиксировал приход в российскую реальность нового героя - бандита с большой дороги, который начинает занимать позиции в быту, бизнесе, политике и искусстве. Это истоки, которые затем стали морем разливанным. Одновременно это первый опыт романтизации новорусской уголовщины. Снимались Валерий Гаркалин, Елена Сафонова, Сергей Газаров. 1989.

ПЕРВЫЙ КАНАЛ 1.00 НЕМОЕ КИНО *** Комедии Мела Брукса пародийны. Пусть грубоваты, бурлескны, но всегда очень смешны. Во "Всемирной истории" он пародировал киножанры от исторической драмы до мюзикла. В "Продюсерах" вволю поиздевался над нравами шоу-бизнеса. В "Страхе высоты" расправился с Хичкоком. В "Немом кино" посмеялся, как ни странно, не над ранним, а над современным кинематографом, уже растерявшим всю виртуозность Великого Немого и неспособного сделать то, что вручную делали в начале ХХ века. Для Брукса нет ничего святого, он первый постмодернист и пока последний великий комик в мире. Кроме самого Брукса в картине действуют его любимый карлик Марти Фелдман (помните, пучеглазый из "Молодого Франкенштейна"?), Дом Де Льюис, а в эпизодических ролях "камео" куча первых звезд кино, от Лайзы Миннелли и Пола Ньюмена до Энн Бэнкрофт и режиссера Барри Левинсона. США, 1976.