Новости

01.04.2005 04:00
Рубрика: Экономика

Новый налог для наших пенсий предлагает Пенсионный фонд

Такую точку зрения высказал вчера журналистам советник председателя правления Пенсионного фонда РФ Владимир Вьюницкий.

Руководство Пенсионного фонда серьезно обеспокоено тем, как развиваются события в пенсионном обеспечении. С одной стороны, президент и премьер ставят очень важные и социально значимые задачи - речь об удвоении размера пенсий к 2008 году, для чего придется резко увеличивать темпы их индексаций. С другой - снижение ставки ЕСН, что секретом не является, привело к разбалансировке пенсионного бюджета - на 2005 год он впервые за последние десять лет сверстан с многомиллиардным дефицитом. Правда, тут же оговорился Вьюницкий, дефицит этот никак не скажется на текущих выплатах: во-первых, будет задействован существующий в Пенсионном фонде финансовый резерв, во-вторых, как уже не раз говорилось, поможет Стабилизационный фонд.

Казалось бы, чего опасаться? Есть чего, считают в Пенсионном фонде. Если до прошлого года фонд был самодостаточным, его расходы компенсировались собственными доходами, то с нынешнего года без бюджетной подпитки сохранить пенсионные выплаты на прежнем уровне (и тем более их индексировать) не удалось бы. По оценке экспертов фонда, средства федерального бюджета составят от бюджета ПФ 10 процентов. В дальнейшем финансовая "дыра" в пенсионной копилке будет только увеличиваться - если, конечно, не позаботиться об обратном. Цена вопроса исчисляется девятизначными цифрами: если удвоение пенсий к 2008 году состоится, дефицит собственных средств в ПФ составит около 1 триллиона 100 миллиардов рублей.

Если с ценами на нефть и Стабилизационным фондом все будет в порядке, можно было бы и дальше действовать по выбранной в нынешнем году схеме: просто добавлять недостающее. Так, кстати, и рассуждают некоторые финансисты. Эксперты, более близкие к социальной тематике, придерживаются иного мнения.

Садиться, пусть и опосредованно, на "нефтяную" иглу, ставить стариковские выплаты в зависимость от мировой конъюнктуры на нефтяном рынке - по меньшей мере недальновидно. Тем более когда для сохранения стабильности системы нужен триллион рублей.

Кроме того, заявил вчера Вьюницкий, такое дотирование пенсий из федерального бюджета - это, по большому счету, возвращение к старой советской модели, когда государство отвечало за всех и вся. Это опять уравниловка и опять мизерный размер пособий по старости - от чего нас должна была избавить реформа. Избавила бы или нет - сейчас трудно говорить, ведь за последние годы "правила игры", заложенные в концепцию реформирования пенсионной системы, менялись неоднократно. Сначала из накопительной схемы исключили средние возраста - наиболее экономически активную и высокооплачиваемую часть населения. Затем - резко снизили ЕСН.

В принципе страховая модель, которую и выстраивала реформа, когда работник сам заинтересован платить больше, чтобы увеличить будущую пенсию, является, безусловно, экономически более эффективной. Именно она работает во всех развитых странах, причем во многих случаях взносы в пенсионную систему вносит не только работодатель (как сейчас у нас в России), но и лично работник. И, судя по всему, в Пенсионном фонде опасаются разворота в социальной политике, который может привести к свертыванию страховых принципов формирования пенсий.

Глава пенсионного ведомства Геннадий Батанов предложил обсудить возможность иного пути. Сегодня, напомним, пенсия формируется из трех частей - базовой, страховой и накопительной. "База" одинакова для всех и оплачивается бюджетом - это как раз та самая "уравниловка", обеспечивающая минимальные потребности пенсионера. Страховая и накопительная формируются за счет отчислений с зарплаты работников (за них платит работодатель). Но на самом деле "базу" тоже оплачивает сам будущий пенсионер - ведь из 20 процентов заработка, направляемых в качестве пенсионных взносов, 6 идет в федеральный бюджет для финансирования базовых пенсий, и лишь остальные 14 - на формирование страховой и накопительной части. Дефицит в ПФ сегодня наблюдается и по базовой части, и по страховой. Но если бы все 20 процентов направлялись в Пенсионный фонд, по страховой части пенсий дефицит не возникал бы. Но при такой арифметике неизбежно придется искать дополнительные источники для выплаты базовых пенсий в федеральном бюджете.

Впрочем, наверно, можно поискать и другие сценарии развития событий. Например, не первый день обсуждается идея ввести добровольное участие в накопительной системе непосредственно самих работников. При этом их отчисления предполагается стимулировать за счет государственных "доплат". Платишь два процента от зарплаты сам - еще столько же добавит государство. Правда, при нынешнем уровне средней зарплаты в стране (порядка 6800 рублей) любой дополнительный платеж вряд ли понравится населению.

Экономика Финансы Налоги Экономика Пенсии и пособия Госфонды и контрольные органы Пенсионный фонд Изменение пенсионного законодательства Налоговая реформа