Пока же в стоимость билета по-прежнему "закладывается поправка на льготников", которые либо ездят бесплатно, либо по "заниженным социальным тарифам". И это несмотря на то, что с января 2005 года все натуральные льготы заменены ежемесячными денежными выплатами. Например, федеральные льготники получают на транспортные нужды по 400 рублей в месяц. Этих денег, считает министр, в большинстве случаев вполне достаточно, чтобы полностью оплатить единый социальный проездной билет. Но пока на него перешли лишь 58 регионов, еще шесть собираются это сделать во втором квартале. В остальных сохранятся натуральные льготы на проезд.
Впрочем, и там, где действуют единые социальные билеты, они явно не нарасхват. Их купили только 13 процентов льготников. Однако первый квартал года в данном случае не показателен, поскольку социальные единые билеты в основном вводили с февраля. Другое дело - апрель-май, когда начнется дачный сезон и людей потянет за город. Однако для транспортников массовая распродажа социальных билетов - не самоцель. Им важно, чтобы вырученные деньги как можно больше покрывали их расходы на перевозку пассажиров. А с этим есть проблемы.
Федеральные льготники действительно получили неплохую компенсацию на проезд в общественном транспорте. Но на местах для их региональных собратьев таких денег бюджеты выделить не смогли. Тогда принимается решение: продавать всем единый социальный билет по "региональным" расценкам. Возможно, в ближайшее время, считает Игорь Левитин, придется пересмотреть методику определения стоимости проездного, которая была разработана почти десять лет назад. В нем заложены 50 поездок в месяц, что в некоторых регионах - просто избыточная роскошь, поскольку реально люди столько не ездят.
Но до всех этих перемен еще надо дожить. А пока цена социального проездного в той же Нижегородской области оказалась в 4-5 раз меньше реальной. Тут еще бензин снова начал дорожать. Естественно, транспортники и слышать не хотят о снижение тарифов на свои услуги. Хотя на совещании многие из них, глядя министру в глаза, клялись, что в другой ситуации вполне могли бы сбросить 1-2 рубля с цены одной поездки.
Вторая проблема нижегородцев - большое количество частных автобусов. На некоторых маршрутах предложение до неприличия опережает спрос. За перевозку воздуха, естественно, никто не платит, а затраты идут по полной программе. Впрочем, нижегородцы - скорее исключение. В большинстве регионов, наоборот, не хватает перевозчиков. И здесь как раз открытие дополнительных маршрутов может привлечь новых клиентов и увеличить сборы за проезд.
Несмотря на полярность и несхожесть всех этих ситуаций, причина у них все-таки одна. Сегодня практически никто в регионах не знает истинного спроса на пассажирские перевозки, особенно среди льготников. Именно поэтому минтранс настоятельно рекомендует регионам вести мониторинг использования единых социальных билетов. Тогда будет видна реальная картина. И можно эффективно маневрировать как с числом маршрутов и количеством машин на них, так и с лимитом поездок, заложенных в единых билетах. Второй совет от минтранса: хотя бы на какое-то время ввести социальные проездные даже там, где сохранены натуральные льготы на проезд. Например, раздавать их людям бесплатно. Все равно рано или поздно и этим регионам придется включаться в реформу льгот, так уж лучше подготовиться заранее, чтобы не повторять чужих ошибок.
Да и дотации из федерального бюджета никто не собирается раздавать вслепую. В начале года специалисты минтранса подсчитали, что в среднем по стране своими льготами на проезд пользуются не более 50 процентов людей. Чтобы помочь транспортным предприятиям, из федерального бюджета решено дополнительно выделять по 50 рублей в месяц на каждого федерального льготника, компенсируя "утраченную выгоду" из-за тех, кто сидит дома или предпочитает ходить пешком. Но деньги эти идут уже не пассажирам, а автопредприятиям. Таким образом, к ним сегодня стекаются два финансовых ручейка: от самих льготников, которые покупают билеты, и из федерального бюджета.
Месяц назад министр транспорта вместе со специалистами ведомства разбирался, каким образом распределяются те самые "50 рублей на одно лицо" по автопредприятиям в Калининградской области. По данным минтранса, в регионе ездят всего 10 процентов льготников. По расчетам региона - 24 процента. "Нам нужны четкие цифры, подтвержденные числом купленных или распределенных билетов, - объяснил свою позицию министр. - Пока же не понятно, как вы отчитываетесь. Значит, деньги из федерального бюджета расходуются непрозрачно". Тогда же Левитин не исключил возможность, что "в таких случаях придется лишать регионы федеральной помощи".
Через две недели, 19 апреля, на селекторном совещании с регионами министр собирается еще раз "пройтись" по всем возникшим проблемам. Тогда-то и станет ясно, насколько близко то время, когда цены на билеты начнут снижаться.