О необходимости расширить сеть магазинов, где москвичи смогут покупать повседневные продукты, не отходя от дома, в правительстве Москвы говорят давно. На этот счет вышли даже два постановления. Одно, датированное 2001 годом, нацелено на развитие сети социальных магазинов в городе, другое, от 2003 года, касается комплексной программы поддержки предпринимательства, где также затронута тема таких магазинов.
- Благодаря этим документам за два последних года в столице появилось более 500 шаговых магазинов,- рассказывает Светлана Королева, зам. руководителя департамента потребительского рынка и услуг.
К сожалению, часть из них закрылась, а часть превратилась в ночные мини-маркеты. Дело в том, что месторасположение их прежде определяла лишь райуправа, часто без учета покупательского спроса в микрорайоне, где для них находили место. Торговцы действовали по принципу: сначала дайте помещение, а потом разберемся, что продавать. В результате ассортимент многих торговых точек напоминает сегодня джентльменский набор, состоящий из алкоголя, сигарет и нехитрой закуски. Да и торгуют они по завышенному ночному "тарифу", который никак не ниже, а напротив, выше общегородских цен.
Взять, к примеру, юго-запад. На первый взгляд, мини-магазинчиков здесь действительно хватает. Во всяком случае, в традиционных "спальниках"- Коньково, Беляево и Теплом Стане - их порядка 40 в каждом. Но на витринах большинства из них маячит крупная надпись: "Пиво, вино, торты". Только в 2 из 10 павильонов обнаружился небогатый выбор из трех наименований молочных продуктов, трех сортов хлеба и овощи для салата. Причем стоимость всех этих продуктов даже выше, чем в дорогом супермаркете.
В Центральном округе, где раньше других почувствовали, что людям среди одних бутиков просто не выжить, префектура сделала ставку на дешевые супермаркеты, владельцы которых согласились держать цены на жизненно важные продукты на 10-15 процентов ниже городских за возможность платить более низкую арендную плату. Сейчас таких магазинов в центральном округе 82, к концу года хотят открыть еще 73 при том, что всего, по самым скромным расчетам, в центре города не хватает около 400 шаговых магазинов. Кто поможет построить недостающие?
- Новая городская программа должна объединить все территориальные проекты, которые до сих пор в округах не всегда удачно и быстро реализовывались,- рассказывает Королева.
- Чтобы эти магазины и в будущем не превращались в ночные ларьки с игровыми автоматами через два-три месяца после открытия, мы не будем выставлять на конкурс помещения для них до тех пор, пока не рассмотрим все предложения от малых предпринимателей, желающих принять участие в конкурсе. Инвесторов отберем по принципу- сможет ли он максимально дешево предоставить покупателю базовый набор свежих продуктов. Если не найдем свободное помещение или место под павильон в микрорайоне, где ощущается нехватка продуктовых, установим передвижные тонары.
Вот только получится ли сдержать цены в условиях рынка, который, как известно, сам определяет, что и почем продавать? В департаменте полагают, что по примеру центра смогут заинтересовать инвесторов льготами.
- Каждому предпринимателю, желающему открыть в Москве шаговый магазин, будет предложено заключить договор социального заказа. По этому договору он не должен повышать цены на заранее обговоренный список продовольствия, к примеру, на хлебобулочные, молочные изделия, яйца, крупы... За это владельцам этих магазинов будут предоставлены помещения по более низкой ставке арендной платы. Если же хозяин готов делать еще и скидки пенсионерам и малоимущим по социальной карте, то власти смогут сократить арендную ставку и вдвое. Кроме того, бизнесмены получат право заключить договор аренды земли, на которой будет стоять магазин, сроком на 25 лет. Правда, лишь при условии сохранения специализации. Департамент потребительского рынка берет на себя даже обустройство торговых мест и содействие в получении всей необходимой документации: только торгуйте дешево, но не сердито товарами, нужными горожанам.
Кто же сможет реально работать на этих условиях?
Как считают в Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, сейчас это под силу сетевым магазинам. Они способны долгое время компенсировать низкую прибыль от реализации продуктов из потребительской корзины по социальной карте наценкой на другие более дорогие группы товаров, так как имеют несравнимо больший объем закупок. Одиночным магазинам сложно с ними конкурировать, так как у них меньше и оборотных средств, и объем закупок.
- Но для покупателя в конце концов не имеет значения, будет самый ближний к его дому магазин сетевым или нет, - считает Светлана Королева.-Для него главное - низкие цены. И если сети готовы пойти на наши условия, то пусть шаговые магазины будут сетевыми.