04.04.2005 23:00
    Поделиться

    Здания воронежских театров нуждаются в реконструкции

    Самая сильная боль и тревога театрального Воронежа - Академический театр драмы имени А.В.Кольцова. В отношении его стоит больше говорить не о творческой стороне дела (хотя, и здесь не все гладко), а непосредственно о зданиях, которые на сегодняшний день в равной степени претендуют на звание именоваться "храмом драмы".

    Старое здание "Кольцовского", находящееся в самом центре города, при полном попустительстве властей разваливается на глазах. Для многих чиновников этот памятник архитектуры стал костью в горле. Трудно сосчитать, сколько громких обещаний было сделано в ходе многочисленных предвыборных компаний, сколько денег якобы готовы были вложить в его реконструкцию власть предержащие. Достигнув вершин политического Олимпа, о своих обещаниях новоявленные парламентарии, естественно, забывали. А театр и общественность? Бог с ними, пошумят и забудут. Пустым звуком для всех стали и сотни подписей горожан, которые настаивали на спасении уникального по всем параметрам исторического здания драмтеатра. Кто забыл, стоит напомнить, что на его подмостки в свое время выходили выдающиеся артисты: Сергей Панов и Аркадий Поляков, Георгий Васильев и Петр Вишняков, Алексей Чернов и Михаил Зимбовский, Вера Рощина и Ольга Супротивная, Ольга Мариуц и Римма Мануковская, Василий Корзун и Леонид Броневой, Алексей Эйбоженко и Владимир Седов, Василий Флоринский и Степан Ожигин. Этот список можно продолжать бесконечно. Не лишним будет вспомнить, что во время своей воронежской ссылки заведующим литературной частью театра работал поэт Осип Мандельштам. Ко всем вышеперечисленным персоналиям стоит прибавить и уникальную акустику зала, построенного по итальянской технологии, секрет которой, увы, утрачен. "Это здание необходимо нам, как воздух", - в один голос заявляют актеры театра. И те, кто хотя бы немного разбирается в театральном искусстве, их понимают.

    В новом здании драматического театра актерам часто приходится форсировать голос, дабы быть услышанными. Но некоторые места большого зала в любом случае остаются в "глухой зоне". Комфортно ли работать в таких условиях? Есть у нового здания театра и другие проблемы. Когда в  авральном порядке его готовили к сдаче, мало кто задумывался о том, где будут расположены цеха театра. Решение вопроса отложили на потом, что в переводе на нашу действительность означает - навсегда. Бутафоры, костюмеры, работники постановочной части до сих пор ютятся в старом здании, совершенно не приспособленном для работы: стены протекают, потолок сыплется, ветхие перекрытия в любой момент могут рухнуть на голову. Но некогда было думать в дни сдачи нового здания о простых служителях Мельпомены. На открытии должен был появиться тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой. Негоже было местному руководству ударить перед высоким начальством в грязь лицом. Проще было закрыть глаза на существующие проблемы. Высокий гость не побоялся посетить аварийное здание, выразив при этом восхищение его архитектурными изысками. Тогда же было обещано оказать Воронежу финансовую помощь "в святом деле реконструкции памятника истории, культуры и архитектуры". Обещание так и осталось обещанием…

    Затем ратовать за судьбу театра взялась одна из политических партий. На фасаде здания появился плакат о том, что она взяла шефство над театром. Но, кроме плаката, до реальных дел и до помощи у партии власти руки не дошли. Вскоре появилась информация о том, что оба здания театра намерен прибрать к рукам известный в городе предприниматель. Руководство драмтеатра и актеры пошли по различным инстанциям с просьбой прояснить ситуацию. Ответ был краток - исторический памятник культуры никому в аренду отдан не будет.

    Помимо драмтеатра, в аварийном состоянии находится и театр оперы и балета - жемчужина воронежского театрального искусства. Директор театра Игорь Непомнящий долго бился над решением этого вопроса.

    - Мы давно ставили вопрос о необходимости проведения капитального ремонта, - говорит Непомнящий. - Похоже, разговоры приобретают реальные очертания. Нам пообещали, что театр будет поставлен на капитальный ремонт, средства на который будут выделены из областного бюджета.

    Гораздо меньше повезло Камерному театру. Вот уже одиннадцатый год элитарный театр города - участник и лауреат многих фестивалей - ютится в скромном помещении ДК имени Карла Маркса. В свое время главному режиссеру театра Михаилу Бычкову предлагали перебраться в концертный зал "Апекс". Но он явно не соответствует статусу "камерного", поэтому Бычков от этого предложения отказался, дабы не повторять путь драматического театра. Правда, бороться за жизнь театра Михаил Владимирович решил оригинальным образом, предпочитая работать на разовых постановках в других городах. А репертуар Камерного оставляет желать большего разнообразия. К тому же у Бычкова остро стоит проблема кадров. В последнее время театр покинули ведущие актрисы Татьяна Кутихина и Наталья Шевченко, в "Современник" перебрался активно занятый в репертуаре Андрей Аверьянов. Возможно, что в ближайшее время уедет из Воронежа обладатель первой премии кинофестиваля "Кинотавр" Камиль Тукаев. Не исключено, что после таких "исходов" самобытный коллектив, полюбившийся воронежцам, вскоре прекратит свое существование.

       комментарий

    Валерий Бунеев, начальник управления культуры администрации Воронежской области:

    - Благодаря работе депутатов Государственной Думы и губернатора области на реконструкцию старого здания драматического театра из федерального бюджета выделено 15,5 миллиона рублей. Еще порядка 10 миллионов обещано изыскать в областном бюджете. Уже в этом году мы начнем реставрационные работы в историческом памятнике культуры. Но не стоит забывать и о том, что есть и другие театры, нуждающиеся в ремонте. Здесь ситуация несколько сложнее, поскольку необходимых на реконструкцию средств на данный момент нет.

    Поделиться