06.04.2005 02:00
    Поделиться

    Анатолий Чубайс не хочет никого подозревать или обвинять

    Мосгорсуд отказался выпустить из-под ареста полковника Квачкова

    Адвокаты просили судей изменить полковнику меру пресечения на любую другую, не связанную с лишением свободы. Это уже второе заседание по жалобе защиты. Первое состоялось 29 марта. Тогда на процессе выяснилось, что рассматривать дело Квачкова нельзя. Прокуратура, видимо второпях, забыла предоставить суду протокол с места задержания полковника.

    Скорость следствия по делу Квачкова выглядит на общем фоне расследования уголовных дел просто фантастической. Покушение произошло 17 марта. Отставного полковника ГРУ задержали спустя несколько часов. 19 марта суд разрешил его арестовать на десять суток. Через шесть дней областная прокуратура предъявила ему обвинение и это автоматически продлило срок его содержания под стражей на два месяца. 28 марта Генеральная прокуратура забрала уголовное дело к себе в управление по расследованию особо важных дел.

    Диверсия глазами адвоката

       Прямая речь

    Борис Ямшанов

    Вчера стало известно, что Анатолия Чубайса будет представлять глава коллегии адвокатов "Кучерена и партнеры"  Анатолий Кучерена. Он от имени своего клиента будет общаться со следствием и консультировать Анатолия Борисовича.

    Известный адвокат рассказал "РГ" о своих первых впечатлениях по делу.

    Российская газета | Анатолий Григорьевич, зачем Чубайсу потребовался адвокат и в каком качестве вы будете выступать в этом деле?

    Анатолий Кучерена | По законодательству потерпевшая сторона имеет право на своего представителя. Эти функции я и буду выполнять в качестве независимого профессионального советника по правовым вопросам. Вопросов в деле возникает действительно много, и мне предстоит поддерживать контакты со следствием, а также консультировать Анатолия Борисовича.

    РГ | Это было ваше предложение?

    Кучерена | Инициатива принадлежит Чубайсу. Он обратился с такой просьбой, и я дал согласие.

    РГ | С чего вы начали работу?

    Кучерена | Чтобы представить картину во всей ее полноте, надо было осмотреть место происшествия. Это я и сделал.

    РГ | Какие остались впечатления?

    Кучерена | Всякие разговоры о неких случайных совпадениях или бытовом характере случившегося сразу сошли на нет. Это было именно покушение. Причем подготовлено оно людьми, имеющими очень высокую квалификацию в диверсионном ремесле. Достаточно увидеть своими глазами, чтобы убедиться, как точно там все было просчитано, включая место закладки адской машины, подготовленные заранее позиции и пути отхода диверсантов. Я бы сказал, до сантиметра просчитано.

    РГ | Как говорится, в воздухе висит вопрос: каковы же мотивы покушения на столь известного в стране высокого чиновника?

    Кучерена | Они могут быть самые разные, в том числе и идеологические. Следствие должно определить, какой из них толкнул организаторов на столь чудовищное преступление.

    РГ | Сам Анатолий Чубайс разделяет мнение следствия о причастности к покушению Квачкова?

    Кучерена | Чтобы подозревать кого-либо, надо хотя бы знать человека. Насколько мне известно, они не знакомы и даже никогда не виделись. Позиция у Анатолия Борисовича такая: он не хочет никого ни подозревать, ни обвинять. Его единственное желание - чтобы было проведено объективное, квалифицированное расследование и была установлена истина. Он хочет найти виновных. А уже затем встанет вопрос ответственности. Когда виновность участников покушения будет доказана, естественно, они должны понести наказание в соответствии с нашим российским законом.

    Куда ведут следы с места взрыва

       Версии

    Сергей Птичкин

    В истории нападения на Чубайса больше вопросов, чем ответов. Прошло три недели со дня шумного инцидента у  Минского шоссе. За эти дни можно было спокойно, и не один раз, мысленно прокрутить всю цепь событий, чтобы попытаться найти ответ на главный вопрос: кто же замыслил злодеяние против главного энергетика страны? Если сопоставить факты, выводы напрашиваются весьма любопытные.

    Попытаемся восстановить всю картину происшествия.

    Утром 17 марта кортеж из двух машин - одна с охраной и BMW X5, в которой ехал сам Чубайс, подверглись нападению неизвестных бандитов или террористов. При этом надо сразу учесть, что версии престижных автомобилей кортежа относятся к особо защищенным. Бронированный кузов способен выдержать обстрел бронебойными патронами калибра 7,62 мм. Даже если под днищем автомобиля взорвется заряд в несколько сот граммов тротила, пассажиры останутся живы.

    Как известно, вблизи дороги сначала прогремел взрыв. Насколько он был опасен? Эксперты-взрывотехники утверждают, что, несмотря на большой заряд, его разрушительное действие было ничтожным. Взрыв имел такую направленность, что не представлял опасности ни для кортежа, ни для людей, укрывшихся в засаде. Случайно это произошло или так и замышлялось - вопрос другой, но факт, как говорится, налицо. Как известно, ближе всего к заложенной бомбе оказалась обыкновенная "девятка", на обгон которой неожиданно пошла машина Чубайса. Очутившись на месте главного объекта атаки, "жигуль-жестянка" отделался лишь выбитым задним стеклом. Понятно, что бронированному "бумеру" не грозили даже и такие повреждения.

    То, что произошло далее, по мнению аналитиков, занимающихся вопросами охранной службы, просто несовместимо с азами этого вида деятельности. Считается, что Анатолия Борисовича охраняют профессионалы из профессионалов, да и он сам дал их действиям после покушения самую высокую оценку. А вот эксперты утверждают, что охрана действовала из ряда вон странно. Вместо того чтобы прикрыть шефа от вполне возможного повторного нападения (за следующим кустом мог сидеть и гранатометчик), телохранители бросили охраняемого, остановились на месте взрыва и вступили в бессмысленную перестрелку с нападавшими. Зачем? Автоматные очереди бандитов уже не могли достать уехавший лимузин. Итогом боя стали дырки в корпусе машины охраны и бесследное исчезновение боевиков. Реально получилось так, что охрана фактически прикрыла их отход - пока охранники палили по лесной опушке, никто не мог сунуться вдогонку нападавшим террористам.

    Что еще кажется странным - куда исчезли люди в белых маскхалатах, зимнем камуфляже да еще с автоматами в руках? Ответа на этот вопрос, насколько известно, у следствия нет. Ни одежда, ни оружие, которое киллеры обычно бросают на месте преступления, на сей раз не найдены. Очевидно, что столь приметная компания могла уехать с места шумных событий только на автомобиле, который никто досматривать не будет. У пенсионера Квачкова никаких "вездеходных" документов прикрытия не было. А теперь выяснилось, что и свидетелей того, как в его зеленый SAAB будто бы садились вооруженные люди, тоже нет. Во всяком случае, адвокаты, по их словам, в документах уголовного дела таких показаний не видели. Свидетели на официальной процедуре Квачкова не опознали.

    Тем не менее автомобиль, зарегистрированный на жену бывшего офицера специальной разведки ГРУ Генштаба, сразу попал под подозрение. Через несколько часов его нашли во дворе дома, где жил с семьей военный пенсионер, и в обед того же дня на запястьях Владимира Квачкова защелкнулись наручники. Разведчика, выполнявшего ответственные боевые задачи в различных уголках мира, без пяти минут доктора наук заподозрили в банальной уголовщине, полностью "засветив" в СМИ.

    Похоже, что, когда стали известны все эти детали его биографии, растерянность почувствовали не одни лишь журналисты. Это как в известном анекдоте про гаишников, если за рулем сидит министр, то тогда кого же он везет? Нам трудно судить о реакции самого Анатолия Чубайса, но телекомпания REN TV, совладельцем которой является РАО "ЕЭС России", в минувшее воскресенье посвятила происшествию подробную передачу, в которой были поставлены весьма существенные вопросы. И прежде всего - а мог ли такой человек, как Квачков, пойти на подобное преступление и почему государство в лице следственных органов не обеспечило защиту арестованного разведчика и его семьи, фактически сдав их потенциальным боевикам и террористам, у кого, мягко говоря, имелись основания не желать Квачкову добра? "Российская газета", к слову сказать, этими вопросами задалась сразу же после того, как в эфире громко протрубили об аресте офицера.

    Экспертов смущают и многочисленные обыски на даче подозреваемого. Что это, низкая квалификация сыщиков и их неумение сделать дело с первого захода или отдельная песня на тему "кто ищет, тот всегда найдет"? По сей день не ясна судьба сына Квачкова от первого брака. Они вместе ехали на дачу, и именно по его просьбе отец притормозил у строительного рынка на Минском шоссе, а пока тот бегал, ждал в машине. В эти минуты за поворотом и прогремел взрыв. В отличие от отца сын исчез, и его место нахождения следствию, как утверждается, пока неизвестно. По отзывам хорошо знающих его людей, подозревать молодого человека в соучастии трудно уже по той причине, что "такие как он баламуты мало подходят на роль диверсантов". В квартире Александра Квачкова был проведен тщательный обыск, который, насколько известно, ничего криминального не дал. И тем не менее парень как в воду канул.

    За прошедшую неделю выдвинуто множество версий случившегося, в том числе экстравагантных. Не будем их повторять. Однако вспомним не столь уж давнюю отечественную историю. Не проводя параллелей, скажем, что старший научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Минобороны Владимир Квачков был не только в активном резерве военной разведки. Он занимался теоретическим обоснованием путей оптимального военного строительства в России. В частности ему принадлежит идея создания сил специального назначения, которые в мирное время могут эффективно противостоять террористической угрозе, а в случае военного конфликта способны дестабилизировать тылы противника. Правда, руководство минобороны открестилось от своего сотрудника сразу после его ареста. А теперь, как сообщают информированные источники, начинают закрывать и те программы, по которым работал попавший в опалу офицер Генштаба.

    Поделиться