06.04.2005 02:40
    Поделиться

    В обменниках опять требуют паспорта

    У моего товарища вышла незадача, чепуховая, можно сказать, вещь: в обменнике не обменяли 300 (триста) долларов. Потребовали паспорт, а у него с собой не было. Ситуация знакомая, обострившаяся еще в конце 2003 года. Но после дружных протестов граждан и выступлений всех средств массовой информации, в том числе и "Российской газеты", была принята поправка в закон и соответствующим образом отредактированы инструктивные документы Центробанка. С июня 2004 года все вроде бы наладилось, все излишние строгости из документов были убраны. Выходит, все да не все.

    Мы договариваемся: я беру валюту моего товарища (300 долларов), прибавляю к ним свои 100 - всего 400 долларов - и попытаюсь обменять без документов.

    Кладу в лоточек четыреста зеленых. Девушка весело смотрит на меня сквозь двойное стекло:

    - Паспорт.

    - Зачем?

    - Без паспорта не меняем.

    - Почему? - все также слегка улыбаюсь я.

    - Прочитайте инструкцию, там все ответы найдете.

    "Выписка из Инструкции 113-И от 28 апреля 2004 года...": "4.6. "Обменные пункты при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с пунктом 1 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма".

    Я бы плюнул на необъяснимую упертость обслуживающего нас персонала - вон сколько обменных пунктов в Москве, заходи в любой, особенно привокзальный: хоть тысячу, хоть пять тысяч и даже десять, двадцать тысяч долларов обменяют - будь любезен, приноси побыстрей. На законных основаниях. И безо всякой идентификации, то бишь без предъявления документа, удостоверяющего твою личность. Но что-то тут не так. Уж не началась ли кампания ущемления наших прав, о которой шумит пока еще не оранжевая оппозиция?

    Начинаем внимательно изучать, сравнивать друг с другом законы и инструктивные документы Центрального банка, но особенно того "страшного" Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ссылками на который пугают честных людей и затыкают им рот. Должен сразу сказать - хороший закон и зря некоторые банковские рационализаторы отводят ему роль пугала. Самой первой своей статьей он заявляет, что "направлен на защиту прав и законных интересов граждан..." Заметьте: на первом месте стоят интересы нас с вами - физических лиц, - а потом уже "...общества и государства". Как он реально защищает наши права от ретивых банковских и иных крутых администраторов, разъясняется просто и ясно: "Покупка или продажа наличной иностранной валюты подлежит обязательному контролю (а значит, и идентификации лица, совершающего эти операции. - А.Ю.), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее..." Но это статья 6 п. 1 Федерального закона N 115. А пункт 4.6 инструкции ЦБ N 113-И от 28 апреля 2004 года, на который ссылается в своей выписке не захотевший поменять нам деньги банк, совсем не по этому делу. Пункт 1 статьи 7 Закона обязывает организации идентифицировать лица физические и юридические, если эти операции выходят за пределы 600 000 рублей.

    И все-таки... Почему банк бросил вызов российским законам? Почему в обменниках, принадлежащих крупным банкам, прямо на окошках несмываемыми красками запечатлено на века: "Обмен производится по предъявлению паспорта"?

    Некоторые специалисты с тревогой констатируют, что, прикрываясь возросшей строгостью противотеррористических мер, и госчиновники, и некоторые коммерческие банки распространяют действия законных ограничительных мер чохом на все операции. Так, отмененный было с января 2004 года контроль за крупными покупками снова явочным порядком вернул себе гражданство, но уже через поправки в другой закон и опять под видом борьбы с терроризмом, с отмыванием "нечестных" доходов.

    Странно не это - пуганая ворона и куста боится, странно другое: терроризм не идет на убыль. Либо наши законы и фискальные государственные органы не по тому следу идут, либо терроризм питают не те источники. Но печальнее всего "обратный эффект", получаемый от тотальной слежки - расширяющаяся трещина между властью и обществом. В обменники ходят, известно всем, не олигархи и не миллионеры, и даже не депутаты Госдумы, а, извините, обыватели, которые разуверились во всех и во всем, ибо за полтора десятилетия демократической России их сумели обмануть и обобрать и власть, и банки, и коррупция.

    P.S. Прошло четыре месяца после описываемых событий. В начале марта заехал в банк, чтобы внести абонентскую плату за пользование НТВ-Плюс.

    Заполнил "платежку", достал деньги.

    - Еще вот это заполните.

    Послушно беру самодельный, не очень чистый бланк, начинаю заполнять: Ф.И.О., адрес (индекс, город, улица, дом, подъезд, номер квартиры, номер кода), паспорт: серия, номер, где, когда и кем выдан, о/милиции... прописка... Расписываюсь, отдаю оператору.

    - Вы не заполнили данные паспорта.

    - Не заполнил. А также не указал, где дома деньги лежат...

    - Заполняйте.

    - На каком основании?

    - Ну, на основании закона об отмывании средств и борьбы с терроризмом. А также инструкции Центробанка.

    - Вы помните, что в том законе на этот счет?

    Она в ответ, не глядя, тычет пальцем в клавиатуру компьютера, извлекает из него листок форматом А-4 и протягивает мне. Ну, конечно, извлечение из статьи 7, пункт 1, подпункт 1, который обязывает банк идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании банка.

    - А теперь, - прошу я оператора, - извлеките предыдущую, 6-ю статью этого закона.

    Из принтера выполз листок с пунктом 1 статьи 6 того закона:

    "1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 (шестьсот тысяч) рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее..."

    Кто, с каким умыслом заводит на нас личные досье почти в любом коммерческом акционерном, частном или государственном учреждении, стоит нам лишь открыть свой кошелек перед окошечком кассы? Кто и с чьей всесильной санкции ведет за нами тотальную слежку, чихая на Конституцию Российской Федерации, гарантирующую свободу, независимость и конфиденциальность личной и частной жизни нам - гражданам России, единственному субъекту и суверену власти в своей стране?

    Мы свыклись с тотальным произволом чиновников госучреждений. Может, потому и не заметили, что теперь вырос и окреп новый отряд чиновников - служащих коммерческих структур. Двойной произвол над гражданином ничего хорошего не сулит ни государству, ни обществу, ни человеку. Какими бы благими намерениями это не объяснялось.

       от первого лица

    Законы спорят друг с другом?..

    Павел Медведев, председатель подкомитета по банковскому законодательству Госдумы

    Россия является членом ФАТФ, а по правилам ФАТФ клиент банка должен
    быть идентифицирован при совершении любых операций.

    На самом деле в Законе о противодействии отмыванию прописаны два вида контроля над клиентом, совершающим банковскую операцию. Один устанавливает предельную сумму банковской операции (600 тысяч рублей), при превышении которой банк обязан сообщать об этой операции финразведке. Другой требует обязательной идентификации клиента банка при совершении любой операции, хотя в законе о валютном регулировании (статья 11) говорится, что "установление требования об идентификации личности при купле-продаже наличной валюты не допускается". Весь вопрос заключается в том, можно ли согласовать два закона.

    Можно попытаться исправить Закон о противодействии отмыванию, смягчив его. Однако в любом случае придется устанавливать верхний предел суммы, при которой идентификация личности не будет требоваться. Конечно, хотелось бы, чтобы она составляла как раз те 600 тысяч, при которых необходимо сообщать об операции в Финансовую службу по финансовому мониторингу. Но боюсь, что с этим не согласятся ни в финразведке, ни ФАТФ. Сейчас как раз идет обсуждение компромиссных решений.

       комментарий

    ...Зато террорист не пройдет!

    По нашей просьбе ситуацию разъяснили специалисты Московского Главного территориального управлении Центрального банка.

    Во-первых, они считают, что в обменных пунктах справедливо требуют документы при обмене валюты, поскольку действуют в соответствии с правилами, установленными ЦБ. Во-вторых, никаких противоречий между нормами законов "О противодействии..." и "О валютном регулировании и валютном контроле" нет, считают в Московском ГТУ Банка России. Согласно второму документу, операции по купле-продаже наличной иностранной валюты могут без ограничений осуществлять как резиденты РФ (граждане нашей страны и зарегистрированные в стране организации), так и нерезиденты (иностранные граждане и юридические лица). Требование предъявить паспорт ограничением не является: вы можете обменять любую сумму. Требование идентификации личности, сказано в законе, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Нормы, утвержденные Законом "О противодействии...", как раз и относятся к числу таких случаев.

    Федеральная служба по финансовому мониторингу действительно отслеживает сделки от 600 тысяч рублей и выше. О таких сделках банки обязаны ей сообщать. Однако в том же законе сказано, что, если сделка кажется банку подозрительной, он должен сообщить о ней независимо от суммы. (Значит, отныне кроме фискальных служб за нами будут следить и служащие банков? Заметьте: по своему выбору и усмотрению. - Ред.) Разумеется, обмен сотни долларов трудно квалифицировать как "отмывание" капитала. Но ведь и террористы вполне могут менять валюту "на мелкие расходы", считают в Московском ГТУ Центробанка. И сведения о них, сохранившиеся в документах банка, пригодятся правоохранительным органам. Сведения о тех, кто находится в розыске после совершения теракта или попытки сделать это, распространяются спецслужбами (при этом в СМИ нередко сообщаются и вымышленные имена, под которыми они могут скрываться, а подчас и номера используемых ими документов, чтобы дезориентировать преступников). Сигнал, поступивший из обменного пункта, может помочь в задержании злоумышленника. Поэтому требование предъявить документы при обмене валюты - вполне законно, подчеркнули в Московском ГТУ Банка России.

    ЦБ предоставил коммерческим банкам право самостоятельно разрабатывать программы идентификации клиента. Поэтому менеджеры банка сами решают, какие из предусмотренных законом документов банк примет, а какие - нет. Если же клиент меняет чеки или валюту от имени другого человека, то, помимо документа, удостоверяющего его личность, он должен предъявить кассовому работнику обменного пункта доверенность, заверенную в порядке, установленном законодательством РФ.

    Что предъявлять для обмена валюты

    ДЛЯ ГРАЖДАН РФ документами, удостоверяющими личность, являются паспорт гражданина РФ, общегражданский заграничный паспорт, паспорт моряка, военный билет или удостоверение личности военнослужащего, водительское удостоверение. Документом, удостоверяющим личность, является, по закону, также справка об освобождении из мест заключения.

    ИНОСТРАНЦЫ смогут обменять валюту по своему паспорту иностранного гражданина либо предъявить иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность.

    ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. Если они постоянно проживают на территории нашей страны, могут воспользоваться видом на жительство в РФ.

    Все остальные лица без гражданства могут предъявить документ, признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность человека без гражданства, например, разрешение на временное проживание, вид на жительство и т. п.

    БЕЖЕНЦЫ. Для них документом, удостоверяющим личность, могут послужить удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением РФ либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе.

    Подготовили Елена Грекова, Ирина Федотова

    Поделиться