Сегодня по сухопутью напрямую можно добраться лишь по зимнику. Через неделю он поплывет под апрельским солнцем. Останутся две дороги. Одна воздушная. Другая - окружная автомобильная - лежит через Тобольск и Ханты-Мансийск. Она вынуждает совершать крюк на тысячу километров с гаком.
О крайней нужде в транспортной магистрали вдоль восточных склонов Урала политики и экономисты говорят, по меньшей мере, лет пятнадцать. Природная кладовая соблазняет, а подступиться к ней сложно: мешают топь, бесчисленные реки с озерами да непроходимая тайга. Прокладывание бетонки, железнодорожной ли ветки по плечу разве что федеральному бюджету. Пусть проектируемая трасса ограничена по протяженности, ее значимость трудно недооценить. Она позволит "южанам" и северянам наладить интенсивный товарообмен, воплощать совместные промышленные проекты, например, по добыче древесины, лесопереработке. С пуском автострады в строй замкнется гигантское дорожное кольцо, охватывающее южную зону Тюменской области, восточные и западные земли Ханты-Мансийского округа.
Глава Нижнетавдинского района Зуфар Ахтариев вместе со своим коллегой из Междуреченского Виктором Редикюльцевым проехались по зимнику и обсудили, как укрепить контакты. В таежном, безлюдном Кондинском районе, который по площади сопоставим с Воронежской областью, более двух тысяч водоемов. Рыбы вдосталь. Ягоды и грибы здесь заготавливают тысячами тонн. Причем растут они практически в заповедных условиях - экология края хорошо сохранилась. В свою очередь сельчане готовы хоть сейчас насытить соседей-северян овощами, молоком.
- Надо расширять переработку и заботиться о сбыте. Та же Тюмень - емкий рынок. Всесезонная дорога оживит экономику, - убежден Виктор Федорович.
По первоначальным наметкам, строительство можно завершить в 2010 году. Слишком сжатый срок для создания трассы. Ведь она пройдет сквозь сплошную болотистую местность, потребуется завезти неисчислимое количество грунта, перебросить через речки множество мостов. Протяженность - 330 километров. На сотню километров меньше, чем от Тюмени до Екатеринбурга. Для сравнения: для 126-километровой дороги Урай-Устье-Аха (Кондинский район) понадобилось около десяти лет.
Решение о строительстве дороги принято в рамках межрегиональной программы "Сотрудничество", куда стекаются финансы из казны области и двух автономных округов. На что их потратить, сообща определяют губернаторы. Программа в числе прочего предусматривает также пробивку транспортных коридоров на далеком Ямале.