06.04.2005 02:00
    Поделиться

    Российские конструкторы создали уникальные станки мирового класса

    В каждой сфере своя элита. В боксе и борьбе - тяжеловесы, в науке - физики-теоретики, в станкостроении - создатели так называемых балансировочных станков.

    Откуда такое уважение? Причин несколько. Скажем, в цепочке создателей самых разных изделий "балансировщики", по сути, крайние. Ведь "обработчики" - токарные, фрезерные, сверлильные и другие станки - делают отдельные детали, а окончательное "добро" на запуск в эксплуатацию уже собранной в единое целое продукции дает именно балансировочный станок. Он отвечает за всех. Ошибка - и весь труд металлических собратьев пойдет насмарку.

    - Клиентура балансировочного станка - все, что вращается, - говорит Игорь Радчик. - От движка пылесоса до огромных турбин и генераторов мощных электростанций, двигателей кораблей и подводных лодок.

    Только человек, далекий от техники, уверен, что все это лишь груды холодного железа. Специалист же знает: даже у многотонной турбины очень тонкая, незримая, можно даже сказать "душевная" организация. Ведь невозможно ни увидеть, ни даже измерить отклонение между осью вращения, скажем, турбины и главной центральной осью ее инерции. Только рассчитать.

    А ведь это важнейшая черта характера машины. Не дай бог, если она проявит свой норов, тогда железо начинает в буквальном смысле трясти. Такой разлад может закончиться плачевно: вибрация способна разнести машину на части. Как это и произошло недавно на Каширской ГРЭС, где из-за вибрации развалился генератор, куски металла летали по всему цеху.

    Задача балансировочного станка - привести турбину или двигатель в "душевное" равновесие. Устранить дисбаланс. Но это легко сказать. Работа эта ювелирная. Ведь при циклопических габаритах изделий дело приходится иметь с микронами. Вот такая психотерапия.

    В знаменитой легенде авиаконструктор Андрей Туполев, приглашенный одной зарубежной фирмой найти дефект самолета, долго ходил вокруг него, затем куда-то ударил палкой, послушал и сказал: здесь ищите. Затребованную с иностранцев всего за один удар астрономическую сумму аргументировал так: надо знать, куда бить. Такие же истории об уникальных мастерах, которые быстро умели устранять дисбалансы, есть и в фольклоре борцов с вибрациями. И все же, как правило, эта работа длится неделями, а порой и месяца не хватает. Слишком она ответственна, да и стоимость техники доходит до сотен миллионов рублей.

    Сделать уникальное мастерство массовым, пожалуй, одна из главных целей создателей новых станков. Эта техника обязана сама ставить диагноз, выявляя причины дисбаланса, и сама же предлагать способы, как его устранить. То есть станок должен фактически обладать элементами искусственного интеллекта.

    - Вот именно элементами, - уточняет Радчик. - Сейчас появилось множество этаких умельцев, которые заявляют: наша программа найдет любые дефекты. Выходит, серые клеточки человека уже не требуются. Так вот, это профанация. На самом деле окончательное решение может принять только специалист по вибродиагностике. Это высококлассный инженер, и его надо особо готовить. Он должен знать механику, электронику, вычислительную технику.

    Чем же новый станок, созданный российскими конструкторами, поражает специалистов? Прежде всего, точностью измерения, которая в десять раз выше, чем у традиционной техники. Они в разных эпохах, как "Запорожец" и "Мерседес". За счет чего такой разрыв - ноу-хау авторов. Есть и еще одно явное преимущество.

    - Обычно станки жестко устанавливают на фундаменте, заливая бетоном, - поясняет Радчик. - Мы же ставим свой прямо на пол. И никакого бетона, никаких строительных работ. Станок сразу же теряет в весе, видите, какой он ажурный. Но главное, что такая "мягкая" конструкция благодаря целому ряду механических качеств тоже работает на более высокую точность измерения.

    Созданные коллективом Радчика станки - мастера на все руки. Они помогают обрести внутреннее равновесие роторам массой и в 30 граммов и гигантским турбинам до 90 тонн.

    И последнее. Более 15 лет назад Игорь Радчик, многие годы занимавшийся наладкой газовых турбин, отважился на смелый шаг: решил попробовать войти в элиту создателей балансировочных станков, а также приборов для вибродиагностики. Законодателей мировой моды в этой области можно пересчитать по пальцам одной руки. Эти асы - немцы и англичане - выдают одну новинку в десять лет. И вот теперь элитный список пополнился россиянами. Лучший знак признания - тот интерес, который проявили к нашей технике мировые авторитеты.

    Поделиться