07.04.2005 02:00
    Поделиться

    Софринцы отмечают день памяти товарищей, погибших в "горячих точках"

    Софринская бригада прошла все "горячие точки" с конца восьмидесятых: Вильнюс, Баку, Тбилиси, Нагорный Карабах, Душанбе, Нахичевань, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию, Моздок, Дагестан, обе Чечни. Сегодня Софрино отмечает день памяти товарищей, погибших в "горячих точках".

     

    Когда-то Шамиль Басаев отдал приказ брать в плен кого угодно, только не софринцев. Позднее полевой командир передумал и назначил награду 2000 долларов за каждого рядового спецназовца из Софрино, за офицеров - больше.

    С ними боевики расправлялись на месте. Софринский спецназ всегда появляется в самый неожиданный момент, когда ваххабиты наседают и когда у федералов уже нет сил сопротивляться. За это бригаду прозвали "скорой помощью специального назначения".

    - Помню, шли колонной, а тут засада,- рассказывает корреспонденту "РГ" бывший военнослужащий софринской 21-й Бригады оперативного назначения (БрОН) Внутренних войск МВД России Борис Громов: "Я сидел на броне.Тут взрыв, и со всех сторон просто шквальный огонь. Меня сбросило на землю. Спустя пару минут тишина. И тут из леса крик: "Софринцы, сдавайтесь! Сейчас мы вас..." - и ржут как лошади. Кто-то из наших очередью стреканул в ответ. Во-первых, спецназ не сдается. Во-вторых, засаду устроили басаевцы. Так что проще было бы самому себе пулю в лоб пустить, чем попасть к ним в плен - не так мучительно".

    День памяти софринская бригада отмечает в честь Героя Советского Союза лейтенанта Олега Бабака, который, кстати, стал последним получившим Золотую Звезду СССР. Он погиб именно в этот день, ровно 14 лет назад. Четверо софринцев под командованием Олега в одном из ущелий Нагорного Карабаха дали бой восьмидесяти боевикам, которых к тому же прикрывал бронетранспортер. Лейтенант приказал своим подчиненным отступать, сам же два с половиной часа отстреливался до последнего патрона. Спустя четыре года, тоже 7 апреля, в бою за селение Самашки погибли 11 военнослужащих софринской бригады.

    В ночь с 13 на 14 апреля девяносто шестого отряд из тридцати четырех бойцов намертво стоял за Лысую гору, такой был приказ. Командование задумало отвлекающий маневр. Пока маленький отряд отбивает высоту, главные силы федеральных войск штурмуют высокогорное селение. Три десятка спецназовцев держали Лысую гору четыре часа. Боевики давили числом, дистанция между противниками уже сократилась до пары десятков метров. И в этот момент по рации пришел приказ выходить из боя. Командир отряда прикрыл подчиненных, вызвав огонь противника на себя.

    - Однажды моему ротному один штабной офицер в присутствии остальных офицеров заявил: мол, ты трус, и вся твоя разведка - трусы, - рассказал корреспонденту "РГ" Борис Громов. - Недавно в Дагестане, потом в начале чеченской кампании у нас не было потерь вообще, хотя попадали в такие переделки! Просто-напросто командир никогда не гробил своих солдат понапрасну. Но, судя по логике этого штабного, героизм - это когда рота каждый месяц укладывает пару десятков солдат-"срочников" в цинк.

    По логике этого штабного софринская бригада однажды потеряла целый взвод просто потому, что кое-кто хотел заполучить лишнюю звезду на погоны досрочно. А потому отдал приказ штурмовать один из районов Грозного без положенной в таком случае артиллерийской или авиационной обработки. Если бы точку проутюжили снарядами, вполне вероятно, что вообще никто бы не погиб. "Героизм" командира отметили, лишнюю звездочку он получил.

    - Еще один случай с тем же "штабником",- продолжил Громов. - В 1999 году был проведен, на мой взгляд, довольно странный эксперимент. Ежедневно, как в детском саду, сразу же после обеда солдаты должны были спать два часа. Однажды дежуривший в тот день прапорщик, старшина нашей роты, привел нас после обеда и уложил спать. Сам же надел спортивную форму и отправился на стадион бегать кросс. По дороге он столкнулся с тем самым штабным, о котором я говорил ранее. И этот, прошу прощения, офицер устроил прапорщику разнос. Влепил строгий выговор в личное дело и отправил в роту контролировать, так сказать, "процесс поглощения личным составом сновидений". Через пару дней старшина роты подал рапорт об увольнении.

    Прощаясь с ротой, старшина построил своих бойцов и сказал: "Парни, если в бригаде спецназа, прапорам лепят строгие выговоры за то, что они не водку втихаря по каптеркам жрут, а спортом занимаются, то в гробу я такой спецназ видел!"

    После этого в софринской бригаде особого назначения началось массовое увольнение офицеров и прапорщиков из спецназа. Герои России, "краповики", писали рапорта пачками. Инцидент спровоцировал тот самый штабной офицер, о котором писалось выше. Он, кстати, до сих пор служит и занимает довольно высокую должность в бригаде. Фамилию этого человека "РГ" просили не называть.

    Спецназовцы без дела не остались. В скором времени их пригласили в софринский ОМОН. Сегодня это один из самых боеспособных отрядов милиции особого назначения, и неспроста. Ведь в нем больше половины состава - краповые береты, прошедшие не одну "горячую точку". И сегодня, в памятный день, они придут в 21-ю Бригаду особого назначения - помянуть своих товарищей.

    Поделиться