В Японии скончался известный архитектор Кендзо Танге

В российской и белорусской столицах нет зданий, построенных по проектам Кендзо Танге. Однако его влияние на отечественную и мировую архитектору огромно. Создатель так называемого "интернационального стиля" - светлые просторные здания простых объемов, украшающие широкие проспекты, - можно увидеть во многих мегаполисах планеты. Среди классиков мировой архитектуры - Оскара Нимейера, Ле Корбюзье, Алваро Аалто - Кендзо Танге как выдающийся специалист своего дела в России наиболее цитируемый. Еще при советской власти на русский язык была переведена его монография, зодчего приглашали участвовать в реконструкции Большого театра, страсти вокруг которого кипят сегодня. Увы, он не воспользовался такой перспективой. Тем не менее, отмечая его заслуги, Российская академия архитектуры вручила Кендзо Танге диплом академика. Так что свой отчетливый след в нашем Отечестве Мастер оставил. И влияние его с годами отнюдь не иссякает.

Творения его известны далеко за пределами Японии. У себя на родине в конце 50-х годов прошлого века он создал мемориальный музей Мира в Хиросиме, ему принадлежит план реконструкции Токио, проект Всемирной выставки ЭКСПО-70, фешенебельное здание гостиницы "Акасака-принс". Ему было мало просто воплотить сначала на ватмане, а затем в бетоне и стекле свои замыслы - он замышлял и воплощал в жизнь постройку новых кварталов, целых городов.

В 1978 году в Минске вышла книга, где анализировались важнейшие работы японского зодчего. Она вызвала энтузиазм у многих молодых белорусских архитекторов и строителей. Вспоминает Валерий Кескевич, в конце 70-х работавший в Бресте: "Принципы Кендзо Танге, нашего кумира в те годы, - структурный подход к объекту, когда коммуникационные узлы выделены в самостоятельную архитектурную форму, а все остальное - органичное приложение к ним, легко просматривается и в нашем объекте..." Речь - о задуманном сооружении в Бресте спортивного центра со стадионом, легкоатлетическим манежем и бассейном. Используя традиции Кендзо Танге, в брестской архитектурной мастерской тогда мечтали, чтобы в проектируемом ими объекте "вспыхнула искра гармонии"...

Мне довелось побывать в токийском офисе знаменитого зодчего. Его мастерская располагалась на девятом и десятом этажах здания на проспекте Аояма, фасад которого облицован голубыми зеркальными панелями. Жилище Мастера, обставленное на европейский лад, больше напоминало музей. Тут можно было увидеть и греческую керамику, и античные вещи, и статуэтки с Кипра...

Здесь, в уюте и тишине, забываешь, что находишься в одном из самых густонаселенных городов планеты. Первый небоскреб в Токио появился лишь в 1968 году. Теперь их, бетонных "свечек", тут сотни. В одном из них, в деловом центре японской столицы Синдзюку, ради любопытства я побывал. У кабины лифта одна стена - стеклянная. Поднимаясь на головокружительную высоту, любуешься панорамой Токио. Комплекс Синдзюку тоже создан по проекту Кендзо Танге.

В интервью классик сказал, что он не верит в регулирование роста большого города, ибо такой город является местом, куда устремляются и капиталы, и люди, где сосредоточена самая высокая культура и легче найти работу.

- Поэтому, - заметил Кендзо Танге, - надо думать не об ограничении роста городов, а о таких планировочных решениях, которые позволили бы растущему городу жить нормально.

Несколько дней назад величайшего архитектора не стало. Он немного не дожил до 92 лет. Погребальная служба прошла в церкви Святой Марии, которую Кендзо Танге построил 40 лет назад. В этом соборе он когда-то реализовал свою концепцию - "трехмерное пространство коммуникаций". В храме Святой Марии оно проявляется в виде композиционной оси, вдоль которой движутся посетители. Теперь - к Мастеру...