Жизнь проходит быстро, как в мультфильме. "Сказке сказок" исполнилось четверть века. К этому событию в Музее частных коллекций на Волхонке открылась большая выставка работ Юрия Норштейна и художницы Франчески Ярбусовой, его жены и помощницы.
На выставке представлено около 400 работ - достаточно, чтобы погрузиться в мир любимого всеми мультфильма, но и не только его. Здесь и "Ежик в тумане", названный лучшим мультфильмом всех времен и народов, которому, между прочим, тоже уже исполнилось 30 лет. Здесь остальные работы Юрия Норштейна, включая неоконченную "Шинель", и - сенсация! - новый мультфильм о японском поэте Басё "Зимняя сказка", сделанный по заказу японцев.
Не случайно поэтому, что на открытии выставки присутствовали посол Японии в России с женой; артист Алексей Баталов, пошутивший, что благодаря озвучиванию "Ежика в тумане" вошел в историю кино; Андрей Казьмин, глава Сбербанка, ставшего спонсором выставки и вышедшего каталога, и директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, сказавшая, что экспозиция Норштейна и Ярбусовой заняла свое законное место между прошедшей выставкой рисунков Сергея Эйзенштейна и открывающейся в июне выставкой рисунков Федерико Феллини. Классик между классиками.
На выставке действительно попадаешь внутрь и любимого мультфильма, и детства, и мастерской художника, и памяти, и искусства. А тут еще перестук вагонов метро под зданием музея, как звуковая цитата из "Сказки сказок", когда вагоны уходят на фронт. А вот и письма развешаны над головой, птицы фронтовых треугольников. Реальные письма, которые получала от папы с фронта девочка, дружившая с Юрием Норштейном в Марьиной Роще. Да и сама Марьина Роща - это то баснословное, ныне не существующее место, где все происходит, где живет Поэт, где живет добрый Волчок, о котором только говорится, что он ухватит за бочок.
И тут же наброски к портрету Поэта. Кто он - Неруда, Мандельштам, Лорка? Оказывается, Гумилев, чей облик и жест на старой фотографии идеально совпал с тем, который искали художники. Поиск прототипов архетипичных героев норштейновских мультфильмов - это отдельная занимательная история. С кого, вы думаете, срисован Акакий Акакиевич из "Шинели" Норштейна? С Петра Капицы, Мартироса Сарьяна, Геннадия Рождественского. Сказка расширяется, впитывая в себя всю культуру. Недаром на открытии выставки у выступавших проскальзывала мысль, что "Сказка сказок" входит в тот мировой контекст человечества, что начался с наскальных рисунков и не нами закончится.
Выставку надо не только смотреть, но и читать, и даже как-то интимно жить в ней. Тексты Юрия Норштейна о его детстве в Марьиной Роще, о мощном деде из Бахчисарая, поднявшем сыновей, о товарищах по съемке фильма, многих из которых уже нет в живых, о композиторе Мееровиче, написавшем совершенно невероятную музыку к "Сказке сказок", - все это входит в атмосферу выставки. Как и рабочий стол художника, заляпанный красками, с одеждой то ли его самого, то ли его героев, с двумя галошами, стоящими тут же. Как и трогающая за душу живопись Франчески Ярбусовой, которая, по словам одного из выступавших, и создает уникальную атмосферу фильмов Юрия Норштейна. А тут и сами фильмы можно смотреть в режиме нон-стоп.
Ты - внутри сказки сказок, то есть того лучшего, что есть в тебе. Не случайно, что люди, вырастая и занимая ответственные посты, считают для себя за честь вернуться к Норштейну, помочь ему. "Теперь я получаю проценты со своих фильмов", - пошутил Юрий Борисович, оценивая помощь Сбербанка.
И, наконец, "Зимняя сказка", полутораминутный мультфильм, сделанный год назад по заказу японцев. Они попросили лучших режиссеров мира сделать невозможное: снять короткие фильмы по неуловимым дзенским стихотворениям своего классика - поэта Басё. Юрий Норштейн снял свою часть - про безумного странствующего и гениального поэта Тикусая, выдуманного Басё в качестве своего неуловимого и летучего альтер эго. О том, кто, отделяясь от и так уже баснословного поэта, уходит в туман поэзии подлинной, непереводимой на слова. Это именно то, что и делает всегда Юрий Норштейн, соединяя неуловимые стихии и вдруг, как алхимик, находя философский камень поэзии поэзий, сказки сказок, памяти внутри самой памяти, потаенной и безошибочной. На все времена.
Эта выставка - безусловный успех Музея частных коллекций ГМИИ, который в мае должен переехать в новое здание по соседству, а нынешний особняк полностью перейдет под экспозицию импрессионистов.