08.04.2005 00:00
    Поделиться

    Семья биологов приютила шестерых медвежат

    "Две девочки и четыре мальчика", - могла бы с гордостью сказать их мать-героиня, умей она объясняться на языке двуногих варваров. Тех самых, что вычислили ее залежку в зимнем лесу и не дали медведице выкормить своих сосунков. Рука у охотников не дрогнула, и порох не отсырел. Но, может, сердце все же екнуло, когда обнаружили в растревоженной берлоге шесть бурых, прижавшихся друг к другу комочков размером чуть больше рукавицы...

    - Мне известно всего два случая, когда в помете оказывалось одновременно пятеро медвежат, - рассказал в беседе с корреспондентом "РГ" Валентин Пажетнов, уже много лет изучающий бурого медведя. - Один такой факт был отмечен в Карелии, другой - в Сибири. А чтобы сразу шесть - такого ни в научной литературе, ни в устных рассказах коллег, в том числе зарубежных специалистов, никогда прежде не встречалось.

    Однажды, правда, нашли у погибшей медведицы шесть эмбрионов. "Но шесть зародышей - это еще не шесть медвежат", - резонно замечает Пажетнов. По его словам, даже когда четыре рождаются, один, а то и два оказываются в итоге заморышами. А тут шесть - и все как на подбор. При возрасте медвежат около восьми недель вес самок - 1720, 2080 граммов, самцов - 1860, 1920, 2080, 2280, что соответствует нормальному развитию детёнышей бурого медведя в этом регионе. Окраска волос и их длина у всех шестерых оказались идентичными.

    - У одного из медвежат были обнаружены небольшие ранения в области спины и левой задней ноги, - сообщает Сергей Пажетнов. - Но мы это быстро поправили, проведя лечение наружными лекарственными препаратами.

    Сергей Валентинович работает по общей с отцом программе реабилитации медвежат-сирот, которые неизбежно появляются каждой зимой, - как правило, после охотничьих забав на берлогах. Причем, они не просто выкармливают косолапых сосунков, спасая их от голодной смерти в холодном лесу, а выхаживают и "воспитывают" (до года, а то и больше) совершенно особым образом - так, чтобы мишки не становились ручными, не привыкали к человеку, не теряли навыков самостоятельно добывать пищу. И, ради чего все и делается, чтобы могли возвратиться в привычную для них среду обитания.

    Около десяти лет назад об этой работе узнали в Международном фонде защиты животных (IFAW), оказали помощь, и с тех пор добрая молва о медвежьих яслях распространилась далеко за пределы Тверской области. О тех шестерых, что привезли недавно, некоторые подробности сообщил Сергей Пажетнов. Где-то под Старой Руссой егерь городского общества охотников Михаил Розов выслеживал волка и случайно в зарослях молодого леса увидел медведя - зверь высунул голову из снежной ямы, когда услышал идущего на лыжах человека. Через несколько дней информацию егеря проверили. Все подтвердилось: медведь остался лежать в верховой берлоге. Тогда и провели легальную, как утверждают, охоту - застрелили медведицу несколькими выстрелами в голову непосредственно в берлоге. А когда извлекли убитого зверя, поняли, отчего он не ушел в другое место, когда его лежку обнаружил егерь. И не кинулся наутек, когда почувствовал приближение охотников. Медведица прикрывала собой шестерых детенышей-сосунков.

    Оказавшись в реабилитационном центре, где к тому времени уже было семеро медвежат, вновь прибывшие пациенты три дня отказывались принимать пищу. Это, по словам Сергея Пажетнова, их не удивило - так ведут себя большинство перенесших стресс косолапых сирот. Но и дальше, долгих полмесяца, у всех шестерых наблюдалось торможение при приеме пищи.

    Сейчас эти страхи позади. Все шестеро, привезенные из-под Старой Руссы, оказались на удивление подвижными. В возрасте двух месяцев они уже пробуют стоять на задних лапах, что соответствует норме развития и повадкам бурого медведя.

    - Где-то к середине апреля, а может и раньше - в зависимости от погоды - мы планируем вывести медвежат в открытые вольеры, - рассказывает о ближайших планах Валентин Сергеевич Пажетнов. - Нынче у нас 13 воспитанников, а бывало и по 15, даже 20 медвежат. Зимой с кормлением и уходом за ними мы справляемся. Некоторые проблемы возникают весной и летом, когда животные должны самостоятельно находить себе пищу на отведенной территории в лесу. Это участок с радиусом примерно четыре километра. А личинки муравьев и ос, чем обычно питаются медвежата, восстанавливаются в среднем за два года - поэтому приходиться следить, чтобы этот баланс в лесу не нарушался, когда животных у нас оказывается больше обычного...

    За весну и лето медвежата окрепнут, наберут вес, обретут навыки для самостоятельной жизни в лесу. Все это время они будут находиться под незаметным, но строгим научным контролем со стороны человека. А по осени, когда придет пора подумать о зимовке, в "школе молодого медведя" а-ля Пажетнов произойдет выпуск. Возмужавших питомцев развезут по заповедникам, заказникам, лесничествам и отправят во взрослую медвежью жизнь - сдавать экзамены на зрелость.

    О выпускниках прошлой осени, по словам Пажетнова, сигналов SOS не поступало - к людям не прибивались, по фермам и охотничьим заимкам в поисках пищи не шастали. Отсутствие таких новостей для Валентина Сергеевича Пажетнова и его семьи - самая лучшая новость и оценка их трудов.

    Поделиться