Центр работает в Воронеже более десяти лет. Психологи, педагоги, врачи помогли свыше 15 тысячам людей, утратившим здоровье, обрести возможность трудиться.
…Таня Яжук училась в классическом университете и после болезни потеряла зрение. Абсолютно ничего не видит. В ту пору так и считала, что вся жизнь пошла под откос. Сегодня у нее совсем другое настроение - она помогает сверстникам, попавшим в такую же ситуацию, обрести профессию и веру в собственные силы. И то, и другое считает самым важным, чтобы болезнь не сломила. Татьяна преподает в центре незрячим девушкам и юношам курс оператора ЭВМ по специальной программе да еще и учится на юридическом и психологическом факультетах университета.
В реабилитационном центре большинство педагогов, как и Таня, вначале были учениками. Сотрудники центра учили их возвращению в общество - не только профессии, но и жизни в новых обстоятельствах - и одновременно сами разрабатывали программы и обучающие методики. В 1994 году, когда все только начиналось, в России не было подобных центров. Инвалиды первой-второй групп смирно томились в четырех стенах квартир или прозябали в специальных интернатах.
О профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов впервые заговорили после одноименного указа президента РФ в марте 1993 года. Воронежский центр вскоре стал лучшим в России, получив статус модельного.
- Мы скорее интуитивно чувствовали, с чего надо начинать. Ни отечественных методик, ни технологии работы по профессиональной реабилитации инвалидами в ту пору не было - пришлось изучать опыт США, Англии, других стран и собирать по крупицам российский, тот, что наработали общества инвалидов и отдельные граждане, столкнувшиеся с проблемой выживания и победившие обстоятельства, - вспоминает директор центра Ольга Осипова. - Представьте ситуацию: человек без обеих ног лет пять пролежал дома, перестал общаться с друзьями, во всем разочаровался. Конечно, утерянного здоровья ему не вернуть, но можно научить передвигаться на протезах, дать профессию и возвратить к нормальной жизни. С чего начинать? Будет ли он работать по новой специальности, если успел отвыкнуть от людей, страшится перемен от неуверенности в себя? Так вот у нас и появилась своя технология поэтапного возвращения инвалидов в общество и продвижения к труду. Начиная от занятий с психологом, с социальной, бытовой адаптации и поиска той профессии, к которой у человека есть природные склонности до трудоустройства на подходящем рабочем месте. Иначе говоря, мы пошли по пути комплексной реабилитации, имея в виду, прежде всего, возрождение веры в собственные силы. Без этого ничего бы не получилось.
Сегодня в реабилитационном центре работают 17 мастерских, компьютерные классы, учебные кабинеты, в которых инвалиды и безработные, попавшие в сложную ситуацию безработицы, обучаются по 35 профессиям. Учатся шить одежду и обувь, ремонтировать телевизоры и компьютеры, резать по дереву, плести из лозы, работать по металлу, чинить автомобили, вести бухгалтерский учет и многому другому, что находит спрос в городах и селах. Нашли работу или открыли собственное дело тысячи.
Надо сказать, сегодня изменили отношение к найму специалистов и работодатели. На первом месте, как и должно, стоит квалификация работников. Ушли в прошлое запросы частных фирм начала 90-х: знание ПК, иностранного языка, броские внешние данные, опыт работы и … возраст не старше 25 лет. "Мы стараемся привить добротные профессиональные знания, - говорит Ольга Осипова. - Чтобы к нашим выпускникам не было предвзятости, чтобы они не проигрывали по сравнению со здоровыми и красивыми". Такой подход оправдал себя.
В реабилитационный центр как в Мекку стремятся попасть инвалиды со всей области. Тем, кому повезло, получают право жить здесь на время обучения. И живут, между прочим, очень интересно - на досуге общаются, танцуют, участвуют в конкурсах, занимаются в кружках и т. д. По их признанию, время учебы - как глоток свежего воздуха. Не случайно большинство выпускников, как бы ни было трудно, ухитряются приезжать сюда в день рождения центра в ноябре.
Но всем помочь невозможно. Центр может принять не более 2500 человек в год. А инвалидов в области около двухсот тысяч и ежегодно эту армию пополняют еще почти 20 тысяч новичков. Цифры не сравнимые. Выход один: воронежский реабилитационный центр не должен быть единственным. Он - модель для других, и эти другие должны появиться во всех районах области.
Когда-нибудь так, возможно, и произойдет. Но пока ситуация складывается не в пользу и одного-единственного центра. Его не финансирует федеральный бюджет и отказано в финансировании из бюджета областного. По федеральному закону № 122 областной бюджет не может содержать на своем балансе федеральное учреждение. А федерация брать центр к себе не спешит. Четвертый месяц коллектив выживает чудом, и беспокойство вызывает возможные потери опытных специалистов.
Вся беда в том, что центр не может работать в системе одного ведомства. О том, что реабилитационные учреждения должны быть межведомственными, специально оговорено в указе президента России. Его никто не отменял. Но его суть, по всей видимости, просто забыли.