В Самаре похоронные агенты "охотятся" за клиентами

Муж - ровесник 84-летней старушки, звоня в "скорую", дрожащим голосом сообщил, что его жене плохо и она умирает. Звонок в дверь раздался очень быстро. Но вместо бригады врачей перед стариком предстал непонятный тип, который скорбным голосом начал говорить, что готов взять на себя всю организацию похорон. И был очень расстроен, когда выяснилось, что клиентка еще жива.

В Самаре до сих пор помнят жуткую историю о том, как с высокого моста из маршрутной "Газели" на лед реки Самара выпали пассажиры. Все они тогда погибли. У погибшей девушки из "Газели" в кармане обнаружилось удостоверение. Как потом оказалось, чужое. Но, прежде чем это выяснилось, матери владелицы документа уже позвонили и предложили приехать в морг на опознание. И хотя дочь была в этот момент рядом и вполне живая, у женщины случился сердечный приступ. А следом и второй, когда в дверь позвонил мужчина в черном, представившийся похоронным агентом.

В Тольятти женщина только успела вернуться домой после того, как навестила престарелую мать, лежащую в больнице, как ей позвонили и сообщили, что та умерла. Но звонили не из больницы, а похоронные агенты, которые тут же предложили ей любые услуги, связанные с похоронами. В том же городе автостроителей не так давно случилась история, больше похожая на анекдот, которая чуть не привела в морг одного из сверхмобильных похоронных агентов. Дежурный "скорой помощи", получив вызов, посоветовал вызывавшему поднести зеркальце к губам умирающего человека. Тот так и поступил. Зеркальце почему-то не помутнело. О чем он и сообщил диспетчеру. Буквально через несколько минут прибыл агент и деловито приступил к замерам и расчетам, необходимым для погребения. Но в этот момент якобы упокоившийся вдруг зашевелился и даже попытался встать. Услуги приехавшей вскоре "скорой" потребовались не только больному, но и еще совсем недавно здоровому агенту.

На этой оптимистической ноте можно и закончить рассказ о том, как похоронные бригады региона приезжают быстрее медиков. Но почему же так происходит?

Как и в любой коммерции, на рынке оказания ритуальных услуг идет жестокая война между его участниками. Узнав от своих медицинских и милицейских источников о потенциальных клиентах, они наперегонки мчатся за мертвыми душами. И, встретившись возле умершего, ничуть не стесняясь скорбящих родственников, на повышенных тонах начинают выяснять, кому же из них достанется этот клиент.

Причина такой необъявленной, но тем не менее широкомасштабной войны - в законодательной базе. Семь лет назад Госдума приняла Закон о похоронном деле, в котором были определены основные параметры действий похоронных служб. Все, что связано с содержанием мест захоронений, перевозкой тел и другими ответственными этапами этого скорбного процесса, возлагалось на специализированные муниципальные службы. Потом депутаты своими поправками разрешили образовывать частные похоронные структуры, и те стали расти как грибы-поганки, регистрируясь даже в квартирах. Поначалу таким структурам требовались лицензии, и агент, работавший без нее, мог стать фигурантом уголовного дела по обвинению в незаконном предпринимательстве. Но вскоре вышло новое депутатское послабление с отменой лицензирования. После него-то на рынке похоронных услуг и началась сегодняшняя вакханалия.

Вот уже четыре года похоронную фирму может зарегистрировать любой. Достаточно иметь телефон, "Газель" или иное средство передвижения, которое

можно приспособить под катафалк, кресты, ленты, венки, дать рекламу в газету и продавать свои "услуги" втридорога скорбящим родственникам. Большинство из них, как правило, не ориентируются в ценах, да и считать деньги у родного гроба наш менталитет не позволяет. Поэтому современные гробовых дел агенты и обдирают их как липку. Кстати, сам катафалк в отличие от его хозяина обязан иметь лицензию. Но кто ее будет спрашивать? И кто в такой ситуации будет интересоваться, прошел ли он обязательную в таких случаях дезинфекцию после предыдущих похорон? Вот и случается иногда, что "Газель", которая только что была маршрутной, мигом превращается в катафалк и тут же вновь оборачивается "маршруткой".

И когда уж тут думать о какой-то этике во взаимоотношениях с родными покойного, если конкурентов масса, все они или в затылок дышат, или на пятки наступают. А для того чтобы привезти гроб первым, нужна информация, которая в сфере похоронного бизнеса действительно на вес золота. Ее получение возможно только из двух источников - милицейского и медицинского. Поэтому и приходится щедро платить за такую информацию. Говорят, что в Тольятти добросовестные информаторы получают две тысячи рублей за раз. В Самаре эта цифра якобы чуть поменьше. Хотя начиналось всего со 150-200 рублей. Но, поняв, какой ценной информацией они располагают, источники быстро смекнули свою выгоду и сейчас порой устраивают чуть ли не аукционы между ритуальными агентами и агентствами. Обзванивают их, выясняя, кто больше заплатит за очередную "мертвую душу", и выбирают самых щедрых из них. Естественно, что все эти накладные расходы на информацию потом замаскированными включаются в общий похоронный счет.

Руководство станций "Скорой помощи" пытается бороться с такими из ряда вон выходящими нарушениями как служебного долга, так и профессиональной этики. Но... информация все равно утекает.

И медики, и милиционеры, получающие нищенскую зарплату в одном из самых дорогих регионов страны, хотят и сами - нет, даже не жить, а просто выжить и помочь выжить своим близким. А потому на пути к этому их и не останавливает даже чья-то смерть, если на ней можно заработать, тем более что законом это не запрещено. Не запрещено, между прочим, и гроб привозить следом, а то и одновременно с каретой "скорой помощи". Ситуация на региональном рынке ритуальных услуг доходит до невиданного прежде цинизма...