Иштван Сабо: поставить Чехова я бы не осмелился

Российская газета

Господин Сабо, российские ценители кино ждали вашего приезда в Москву, как вы сами говорите, лет двадцать. Какие воспоминания связывают вас с Москвой? С кем бы вы сами хотели увидеться и что увидят кинозрители в рамках ретроспективы ваших фильмов?

Иштван Сабо

В свое время я очень неплохо знал Москву, по крайней мере, ее центр. От улицы Горького до Новодевичьего кладбища, которое хранит немало дорогих мне могил. Прежде всего - Чехова. ...Манеж, Таганка, кинотеатр "Россия"... Помню, как в Театре на Таганке смотрел удивительный спектакль "Гамлет" с Высоцким в главной роли... Потом был спектакль "Мастер и Маргарита" Булгакова. Тогда в Москве было много интересного. Много было интересных людей, с которыми меня свела жизнь, а потом связала дружба. Режиссеры - Климов, Хуциев, актеры - Олег Табаков...

С теми, кто жив, я бы с большим удовольствием увиделся вновь за те три коротких дня, которые проведу в Москве. С Олегом Табаковым, который сыграл одну из главных ролей в моем предпоследнем фильме "Противостояние" (в русском прокате - "Мнение сторон", прим. ред.), с Никитой Михалковым, которого давно знаю и ценю. Что касается фильмов нынешней московской ретроспективы, то там, насколько я знаю, в основном будут показаны картины 60-80-х годов.

РГ

Поговаривают, что у вас с Табаковым есть какие-то новые совместные планы. Не хотели бы вы, допустим, что-то поставить во МХАТе, которым сегодня руководит Олег Павлович? Скажем, Чехова?

Сабо

Это очень смелая мысль. Признаюсь, Олег, действительно, предлагал мне постановку в Москве. Но я считаю, что для постановки Чехова надо быть русским режиссером. Я бы не осмелился.

РГ

За более чем сорок лет работы в кинематографе вы сняли 22 полнометражные картины. Какая из них для вас остается самой дорогой и близкой сердцу?

Сабо

Конечно, "Отец".

РГ

И "Отец", и "Пора мечтаний" появились в середине 60-х, в период венгерской "оттепели". Именно тогда венгерский кинематограф стал оформляться в явление мирового кино...

Сабо

Мне и моему поколению, можно сказать, повезло. После периода сталинской культурной политики начала 50-х годов в 60-е в Венгрии многое изменилось. В процессе консолидации венгерского общества после трагедии 1956-го кино сыграло очень важную роль. Мы могли говорить и говорили практически обо всем, что волновало общество и людей, вплоть до критики идеологии. Тогда-то и стали появляться шедевры венгерского кино: фильмы Миклоша Янчо "Бедные парни", "Звезды и солдаты", Кароя Макка, Золтана Фабри, Андраша Ковача. Мы росли в этой атмосфере и говорили то, что думали. Не скажу, что для нас не существовало табу. Например, мы не могли говорить ничего нелицеприятного о Советском Союзе или КПСС. Но в самой Венгрии запретных тем было очень мало.

РГ

Какие отношения у вас с русским кинематографом? В одной из наших прошлых встреч вы очень тепло говорили об Андрее Тарковском. Кто еще из русских режиссеров привлекал ваше внимание в творческом плане?

Сабо

С Тарковским я встречался однажды в жизни. Причем я с ним встречался, а он со мной нет. Однажды в Западном Берлине я пошел на его пресс-конференцию. Мне он был интересен, хотелось послушать, как он говорит и реагирует на вещи. Его фильмы и творчество я очень ценю. Ближе всего мне "Андрей Рублев" и "Иваново детство", но и остальные его фильмы очень интересны. Жаль, что такой большой мастер очень рано ушел из жизни.

В целом я могу сказать, что неплохо знаю русский кинематограф, начиная с творчества Эйзенштейна, Пудовкина, Дзиги Вертова. У каждого из них можно было многому научиться, каждый делал нечто такое, что обогатило мировой кинематограф. Немало достойного и в современном российском кино. Взять хотя бы фильмы Никиты Михалкова, у которого я выделяю для себя "Пять вечеров" и "Неоконченную пьесу"...

РГ

Говорят, у вас особый дар открывать новых ярких актеров. Вспомним того же Брандауэра в "Мефисто"...

Сабо

Я считаю, что актер - главное лицо в фильме. Зритель ведь вообще постигает фильм через актеров, через их лица. Борьба, эмоции - все происходит внутри человека, внутри нас, а поля этих сражений - лица актеров. Энергетику фильма определяет актер. Поэтому поиску подходящих актеров я всегда уделял первостепенное значение. Я люблю актеров.

РГ

В последние годы вы нередко говорили о нынешнем тяжелом положении европейского и венгерского кинематографа. Особенно на фоне конкуренции с американским. Изменилось ли что-то к лучшему с тех пор?

Сабо

Увы, у нас пока больше разговоров и планов. Государственное финансирование кино в сегодняшней Венгрии пока на минимальном уровне. Ситуацию у нас усугубляет то обстоятельство, что из-за небольших размеров страны мало какой фильм может окупить сегодняшние затраты на свое производство. В России, наверное, с этим проще, уже потому, что страна большая. Мы же стараемся привлекать для съемок на наших студиях зарубежную продукцию, так хотя бы можно сохранить и поддерживать определенный профессиональный уровень кинопроизводства.