Президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко представил именитых гостей, пришедших поздравить сообщество. Гостей было много - от всех ветвей российской власти и даже от Европейского союза. Это дало повод к утверждению: Федеральная палата адвокатов состоялась и стала тем органом, с которым все теперь считаются.
Аплодисменты зала вызвало приветствие съезду Владимира Путина, которое огласил бывший глава Высшего арбитражного суда, а ныне советник президента РФ Вениамин Яковлев.
Президент пожелал сообществу атмосферы конструктивного диалога и плодотворной работы. Это оказалось как нельзя более кстати. Съезд не утвердил еще даже регламент работы, как диалог уже пошел, а атмосфера стала набирать ораторский градус.
Спокойный ход нарушил зампредседателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров, вышедший к трибуне поздравить коллег-адвокатов. Похвалив принятый два года назад закон об адвокатуре, а стало быть, и себя за "лучшую налоговую систему для адвокатов", он неожиданно обрушился на министерство юстиции и его главу Юрия Чайку, обвинив его в неистребимом желании получить контроль над вольными адвокатами. Яблоком раздора стала идея минюста создать государственные юридические бюро. По мнению депутата, эту идею Чайка подсмотрел в Финляндии, поэтому он посоветовал министру объехать и другие страны, там тоже есть неплохой опыт.
По реакции зала нетрудно было догадаться, что, пожалуй, эта интрига становится определяющей.
Почувствовав атмосферу, замминистра юстиции Михаил Кислицын, который уже выступал с приветствием съезду от своего ведомства, еще раз попросил слова. Он постарался внести ясность в суть возникшего конфликта. По его словам, никто не собирается создавать государственную адвокатуру. "Мы не хотим отбирать хлеб у адвокатов. Никто не посягает на ваши права. Мы хотим лишь одного: оказать помощь тем нашим согражданам, кто не может сам защитить свои права и интересы", - эмоционально парировал он выпады против своего ведомства. Как пояснил замминистра, решено в порядке эксперимента создать такие структуры в 10 регионах - в наиболее труднодоступных местах, "где не ступала нога адвоката". Задача госслужащих юристов будет состоять в том, чтобы определить, кто из жителей нуждается в правовой помощи, а для ее оказания бюро заключит договор с адвокатом и оплатит его труд.
Однако замминистра, похоже, не удалось убедить адвокатов в бескорыстии своего проекта. Они дружно отвергают саму идею вмешательства министерства в сферу их деятельности и видят в ней ущемление прав человека. Логика возражений проста: если адвокат - госчиновник, он будет смотреть в рот прокурору и местной власти. И в конфликтных ситуациях - гражданин против местных бюрократов - станет играть на руку столоначальников. Речь также и об оплате труда адвокатов. Защита по назначению для многих - едва ли не единственный источник дохода, ведь адвокаты работают не на окладе. Даже в столице, по словам члена Центральной коллегии адвокатов Москвы Бориса Кожемякина, многие защитники живут более чем скромно и дорожат такими процессами. "Адвокат получает за него 150 рублей, - говорит он. - Значит, из них 30 - 50 рублей должен будет отдать чиновнику, который заключит с ним договор?"
Судя по всему, министерству юстиции, чтобы отстоять не только во властных коридорах, но и в общественном мнении идею создания госструктур на адвокатском поле, придется нанимать очень способных адвокатов.