Чтобы получить всего лишь справку о нетрудоспособности, им приходится преодолеть столько препятствий, что и здоровому-то человеку не под силу. Еще более мучительный процесс ожидает инвалида, которому по жизненным показаниям нужны автомобиль, коляска или хотя бы протез.
Всюду огромные очереди. "28 тысяч москвичей живут в ожидании экспертного заключения, определяющего степень их нетрудоспособности, - рассказали корреспонденту "РГ" в главном бюро медико-социальной экспертизы столицы (ГБМСЭ). - Все они подали заявки еще в начале этого года. Но многие, кто проходит освидетельствование впервые или решил пересмотреть диагноз, ответ от медкомиссии получат только через три-четыре месяца. Это при том, что 80 процентов обратившихся - старики, для которых ожидание воспринимается как настоящая пытка".
- Я больше недели собирала справки в поликлинике,- делится пережитым пенсионерка Полина Герасимова.- Наконец 15 марта все документы были готовы, и я отдала их в бюро медико-социальной экспертизы по улице Веерной. Ну, думаю, конец моим хождениям. Получила взамен талон и глазам не поверила: мне нужно идти на прием комиссии аж в конце августа. А инвалидность и вовсе пообещали оформить в сентябре. Говорят, это время потребуется на разработку для меня индивидуальной программы реабилитации.
- Мы не можем, одновременно выдать справки всем заявителям, - объясняет начальник ГБМСЭ Галина Лапшина. - Пенсионеры сейчас валом двинулись оформлять инвалидность, хотя могли получить ее давно. Причина понятна: у инвалидов по новому закону льготные компенсации выше.
Заявок в медсоцэкпертизе скопилось почти тридцать тысяч, а штат сотрудников укомплектован наполовину. Раньше врач получал от 8 до 14 тысяч рублей, теперь - от 4 до 7 тысяч рублей
Заявок в медсоцэкпертизе скопилось почти тридцать тысяч, а штат сотрудников укомплектован наполовину. Их на всю Москву сейчас меньше тысячи. Превращение городской службы в федеральную привело к тому, что зарплаты ее работников упали вдвое. Раньше врач получал от 8 до 14 тысяч рублей, теперь - от 4 до 7 тысяч рублей. Острее всего дефицит кадров в Южном округе, где свободных вакансий даже больше половины. Мы вынуждены негласно делить людей, обратившихся к нам, на три категории,- признается Лапшина.- Первым делом -остро нуждающиеся инвалиды. Потом те, кто обратился впервые, и затем желающие пересмотреть степень нетрудоспособности. Эксперты понимают, что на пересмотр чаще всего толкает бедность: 400-600 рублей добавки для пенсионера значат очень много. Но получат эти деньги даже те, кому они положены, не скоро.
Тем более что добыть справку и даже персональную программу лечения - это половина дела. Еще сложнее получить средства реабилитации. Столичные инвалиды привыкли, что все необходимое - от костыля до автомобиля - выдавали там же, где и направление на них, - в районных управлениях соцзащиты по месту жительства. Теперь же чтобы получить коляску, протез или даже трость, нужно сначала отправиться на прием в районный филиал фонда социального страхования, который может быть расположен отнюдь не в вашем районе. Но там дадут лишь гарантийное письмо. А за самим инвентарем ехать надо на завод-изготовитель. Там снимут замеры и скажут, когда заказ будет готов. Бывает это, как правило, не раньше чем недели через две. Причем прежде чем получить протез, надо сдать старый. Спасает лишь то, что на заводе тоже сидят люди, которые позволяют себе делать исключения из правил. Но от забега по трем организациям, расположенным в разных концах города, инвалида не спасет никто.
Правда, с февраля для тех, кто в средствах реабилитации нуждается срочно, в Фонде соцстраха решили ввести режим "одного окна". Все проблемы "срочники" решают на заводе в один заход. Здесь их осматривает врач, дает медицинское заключение, потом снимаются замеры. И через две-три недели можно забирать заказ. Но тех, кто пришел за инвалидной коляской впервые, в это окно не пускают. Да и в районных филиалах фонда почему-то не сообщают, что если пришло время обменять коляску, не обязательно катить через все инстанции.
Понятно, что у инвалидов никак не может все это уложиться в головах и они упорно продолжают идти в управление соцзащиты. Там же им могут помочь только одним: дать адресок отделения фонда соцстраха.
Гоняют по инстанциям даже тех, кто, казалось бы, имеет все необходимые бумаги.
- Справка о том, что я инвалид войны, затерялась между департаментом соцзащиты и Пенсионным фондом, - рассказывает 80-летняя Зинаида Соловова. - В Пенсионном фонде отказались выплачивать компенсации за льготы как инвалиду Великой Отечественной войны, мол, нет документа, что я инвалид. Чтобы получить положенные деньги, я вынуждена пойти в Пенсионный фонд за официальным запросом, чтобы в бюро медэкспертизы восстановили справку по инвалидности.
Сколько же еще медсоцэкспертиза будет находиться в состоянии полураспада? Этим озадачены сегодня не только общество инвалидов и люди, работающие в этой службе. Комиссия по здравоохранению и охране общественного здоровья при Мосгордуме завалена жалобами от инвалидов. Где же выход?
- Как раз в эту среду на заседании Мосгордумы будет рассматриваться законопроект по вопросу дальнейшей работы медсоцэкспертизы, - сообщила председатель комиссии депутат Людмила Стебенькова. - Мы предлагаем еще на три года оставить все службы, которые занимаются выдачей инвалидам справок и средств реабилитации, в совместном ведении столицы и федеральных органов власти. За эти три года Москва по договору с фондом социального страхования сможет отработать все нововведения.
Чтобы в Охотном Ряду столичный законопроект не завис, депутаты Мосгордумы во главе со спикером Владимиром Платоновым обратились к президенту Российской Федерации с просьбой хотя бы временно сохранить действующий до 2005 года порядок оказания инвалидам протезно-ортопедической помощи и выдачи средств реабилитации. Их главный аргумент - что бюро медсоцэкспертизы до сих пор не имеет новых правил определения инвалидности с учетом индивидуальной карты реабилитации. Да и сами бюро в Москве живут сейчас фактически на птичьих правах: по закону из поликлиник, где они базируются, их могут в любой момент выселить.
- Федеральным учреждениям, к которым теперь относится бюро медэкспертизы, мы должны сдавать помещения в аренду только по рыночным ценам, - говорит глава департамента имущества Москвы Владимир Силкин, - но, понимая, как может все это отразиться на инвалидах, мы пока не приглашаем независимых оценщиков. Ждем, что федеральные власти сами сообщат о готовности заключить договор об аренде.
Чтобы получить технические средства, необходимые инвалиду, нужно обратиться в специально созданные филиалы Фонда социального страхования и получить гарантийный талон. "РГ" публикует перечень филиалов.