12.04.2005 02:00
    Поделиться

    Новая стратегия для финансового рынка

    - Как предполагается, Стратегия определит наиболее важные направления развития финансового рынка страны на ближайшую перспективу и меры государства по обеспечению такого развития. Документ разработан исходя из целей и задач, предусмотренных проектом Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), и, таким образом, является конкретизацией на уровне финансового рынка стратегии деятельности всего правительства.

    Первая часть проекта Стратегии определяет цели развития финансового рынка в увязке с целями проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Основная цель Стратегии - превратить финансовый рынок в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора, создав одновременно условия для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем. Для этого потребуется существенно снизить инвестиционные риски и транзакционные издержки привлечения капитала на российском финансовом рынке; существенно расширить инструментальную базу финансового рынка; укрепить доверие к институтам финансового рынка, обеспечить прозрачность совершения сделок с российскими активами.

    Проектом Стратегии определены целевые ориентиры развития финансового рынка на период 2005-2008 годы, в том числе качественные показатели, характеризующие важнейшие содержательные изменения самого финансового рынка.

    Во второй части дается оценка текущему состоянию финансового рынка: анализируется его развитие в 2000-2004 годах, оценивается конкурентоспособность институтов финансового рынка, определены основные проблемы финансового рынка в целом и его отдельных сегментов.

    Отмечается, что финансовый рынок стал играть важную роль в аккумулировании внутренних сбережений и в их трансформации в инвестиции. Объем инвестиций, привлеченных в 2004 году российскими предприятиями на внутренних рынках ценных бумаг (корпоративных облигаций и акций), составил 153 миллиарда рублей, что, по предварительным оценкам, составляет 6,6 процента от объема инвестиций крупных и средних предприятий в основной капитал. В том же году на внешних рынках ценных бумаг посредством механизмов долевого и долгового финансирования российские предприятия привлекли 10,2 миллиарда долларов инвестиций. В совокупности объем инвестиций, привлеченных российскими предприятиями на внутренних и внешних рынках ценных бумаг, составил 15,5 миллиарда долларов, что соответствует, по предварительным оценкам, 19,6 процента от объема инвестиций крупных и средних предприятий в основной капитал.

    Третья часть проекта Стратегии определяет политику государства в отношении финансового рынка. Констатируется, что интересам социально-экономического развития России в наибольшей степени отвечает наличие конкурентного национального финансового рынка, способного играть активную роль в модернизации экономики. Финансовый рынок уже воспринят реальным сектором как эффективный механизм привлечения инвестиций, и дальнейшее совершенствование и развитие этого механизма критически важно для тех предприятий реального сектора экономики, которые реализуют стратегию активного развития и испытывают потребности в привлечении финансовых ресурсов, обеспечивающих такое развитие. Поэтому единственно верным выбором государственной стратегии в данных условиях становится развитие финансового рынка, повышение его эффективности и конкурентоспособности.

    Важнейшим условием достижения целей Стратегии выступает формирование благоприятного инвестиционного климата в России. В целом это комплексная задача, в решении которой должны участвовать все органы государственной власти. Но особенно важно создание доверия между бизнесом и властью.

    Главными направлениями государственной политики по реализации целей Стратегии в среднесрочной перспективе являются:

    1.Создание необходимых предпосылок для формирования конкурентных институтов финансовой индустрии.

    2.Снижение регулятивных барьеров для выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка.

    3.Укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов. Снижение инвестиционного риска на финансовом рынке.

    4.Реформа системы регулирования на финансовом рынке.

    Последующие части проекта Стратегии посвящены описанию комплекса мероприятий, необходимых для проведения государственной политики на финансовом рынке и достижения заявленных целей развития финансового рынка.

    Создание конкурентных институтов финансовой индустрии предполагает реализацию следующего комплекса мероприятий:

    - совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых технологий;

    - повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем;

    - внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;

    - развитие инфраструктуры пенсионной реформы и институтов коллективных инвестиций;

    - развитие страховых институтов.

    Снижение регулятивных барьеров для выхода российских компаний на рынок капиталов и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка предполагает реализацию следующего комплекса мероприятий:

    - развитие рынка производных финансовых инструментов;

    - развитие инструментов секьюритизации финансовых активов и рынка ипотечных ценных бумаг;

    - ликвидация излишних правовых барьеров с целью снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на национальный рынок капитала.

    Укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов и снижение инвестиционного риска на финансовом рынке предполагает реализацию следующего комплекса мероприятий:

    - повышение эффективности системы требований по раскрытию информации;

    - решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;

    - защита прав акционеров на рынке слияний и поглощений и при реорганизации;

    - совершенствование корпоративного законодательства и развитие принципов корпоративного управления;

    - развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке.

    Реформа системы регулирования на финансовом рынке предполагает разработку законодательства, определяющего полномочия, статус, систему принятия решений органом, уполномоченным осуществлять регулирование, контроль на финансовом рынке и оказывать услуги его участникам.

    Следует отметить, что Стратегия должна определять лишь самые важные, стратегические направления совершенствования российского финансового рынка. Тактические решения будут разрабатываться и приниматься в русле той государственной политики, которая будет определена в Стратегии.

    Многие предложения, сформулированные в проекте Стратегии, уже активно обсуждаются профессиональным сообществом. Особое внимание привлекли предложения, направленные на совершенствование механизмов привлечения инвестиций на финансовом рынке.

    Поделиться