Новости

12.04.2005 03:39
Рубрика: Общество

Болонский процесс: за и против

Людмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета:

- Да, он необходим. Наш университет был создан Петром I, который взял за образец образовательную систему Германии. Сегодня диплом выпускника Петербургского университета признается во всех странах мира. Но официального соглашения об адекватности дипломов нет. Как раз сейчас идет стыковка европейской и российской образовательных систем. Для нас это скорее формальные, чем сущностные изменения.

На некоторых наших факультетах двухступенчатую систему подготовки "бакалавр-магистр" мы практикуем уже 12 лет. Кроме того, будет введена единая оценка знаний, система кредитов. Предполагается и некоторая перестройка учебных планов, в частности соотношения лекционных и практических занятий. Все это приведет к тому, что каждый студент сможет реально в течение 4- или 6-летнего обучения на один семестр уехать в любой западный университет и сразу включиться там в образовательный процесс. Будут единые модули, единый набор дисциплин и единая оценка знаний. И тогда не будет никакой проблемы признания дипломов. Мы очень надеемся, что те, кто будет учиться после 2006-2007 года, смогут получить именно такой диплом.

Альберт Владимиров, ректор Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина:

- Бакалавров мы готовим давно, а магистров - с 1994 года. Первый выпуск магистров был всего 7 человек, а сейчас на факультете магистерской подготовки учится 200 человек на одном курсе. Они обучаются по тридцати трем магистерским программам. Фактически это индивидуальная работа. В магистратуру мы берем после бакалавриата со средним баллом 4,5. Даем им в магистратуре за два года обучения тысячу академических часов. Цена этого специалиста сразу резко повышается.

Но есть и такое в Болонском процессе, с чем мы не согласны. Мы за то, чтобы сохранить ступень "дипломированный специалист". Есть специальности, по которым диплома бакалавра вполне достаточно. Но есть и такие, где четырех лет подготовки явно недостаточно. Например, для инженеров. Сокращения программы идут в ущерб качеству подготовки. Получается, мы должны сократить фундаментальную составляющую. То есть сократить количество часов на математику, физику и химию. А это ударит по коньку российской системы образования - фундаментальности, чем как раз и сильны российские специалисты. И второе - потребуется резко сократить всю гуманитарную составляющую. Всего 200 часов - на историю, культурологию, политологию, русский язык. Только задумайтесь: если бакалаврами будут становиться 80 процентов всех выпускников, а они про философию ничего даже не слышали? Мы не можем этого допустить.

На практику останутся четыре недели за четыре года обучения. А у нас сейчас 20-28 недель в зависимости от специальности за все годы обучения отводится на практики - ознакомительные, учебные, производственные, конструкторские. Вот после такой подготовки мы за специалиста отвечаем.

Да и сама промышленность не готова принять бакалавров. Кто будет их доучивать, давать им дополнительные знания? На Западе во многих компаниях очень сильны свои корпоративные системы повышения квалификации. Когда-нибудь наши компании к этому придут. Но на это может понадобиться не один десяток лет.

Общество Образование Реформа образования