Об этом говорилось и на парламентских слушаниях в Госдуме, и на последней коллегии минздравсоцразвития. С января курортное лечение прошли уже около 290 тысяч инвалидов и ветеранов, общее количество выданных путевок - 350 тысяч. О том, как реализуется программа, "РГ" рассказала председатель Фонда социального страхования Галина Карелова.
Галина Карелова | Всю подготовительную работу мы постарались закончить заранее, до новогодних праздников. Определились, сколько примерно путевок необходимо каждому региону, был проведен конкурсный отбор здравниц, определен порядок их финансирования, заключены договоры с транспортными организациями, поскольку, как вы знаете, было решено, что вместе с санаторной путевкой льготник получает и право бесплатного проезда к месту лечения и обратно домой. Поскольку удалось все это организовать без потерь времени, первые заезды у нас начались уже в первых числах января. За январь отдохнули и полечились 53 тысячи льготников, в феврале - 75 тысяч, в марте - около 100 тысяч. Вы помните, что всего в течение года программой "Льгота-2005" предусмотрено выделение около 1 миллиона путевок. Значит, можно сказать, что мы вполне укладываемся в график. Следить за выполнением программы нам очень помогает единая информационная система "Соцстрах": данные о каждом льготнике, о каждой путевке в любом регионе поступают в систему в тот же день, и мы имеем все возможности оперативно координировать работу. Очень многие ветераны получили возможность побывать на курорте впервые за многие годы, 80 процентов из получивших путевки не были в санатории более пяти лет.
Российская газета | С путевками, к счастью, не было таких серьезных инцидентов, как, скажем, с городским транспортом и с лекарствами в начале года. Тем не менее и в ваш адрес раздавались упреки. Мэр Москвы Юрий Лужков, например, заявлял, что в подмосковных санаториях пациенты-льготники на птичьих правах: их хуже кормят, назначают самые дешевые лечебные процедуры, предлагают доплатить за бассейн и т.п.
Карелова | Ни одно из критических выступлений мы не пропустили: проверяющие немедленно выезжали на место. Пять здравниц в течение первого квартала были исключены из программы, еще примерно столько же попали в "черный" список, мы за ними пристально наблюдаем.
Нарушения разные: кто-то не подтвердил лицензию, кто-то обязался принимать детей-инвалидов с сопровождающими, а палаты рассчитаны на несколько человек, а не на мать с ребенком. Где-то, принимая льготников, одновременно проводили ремонт, закрыли все душевые.
Где-то не работал лечебный корпус. В Краснодарском крае губернатор Ткачев очень серьезно помогает фонду - там были нарекания по двум санаториям, одного главврача он даже отстранил от должности. Но все-таки это - единичные случаи: 5-10 санаториев из тысячи, прошедших конкурсный отбор. В большинстве же случаев, я вас уверяю, руководители здравниц со всей серьезностью подходят к выполнению программы, это очень ответственные, я бы сказала, государственные люди.
Многие санатории подтвердили, что не собираются уменьшать количество мест для льготников в летний сезон - здравницы заинтересованы в выполнении госзаказа
Но, вы знаете, такие громкие заявления все-таки делают свое неблагодарное дело. К тому же газеты постоянно пишут, что на 400 рублей в день не обеспечишь и полноценное питание, и лечение. Все это накладывает свой отпечаток. Мне буквально на днях главврач "Дорохово", это очень хорошего уровня санаторий, рассказывал, что первые несколько дней после начала очередного заезда вновь прибывших пациентов приходится как бы "смягчать", специально успокаивать, показывать, что никто их ущемлять не собирается.
РГ | Но, наверное, действительно на 400 рублей в день особенно не разгуляешься?
Карелова | Надо признать, что определенная минздравсоцразвития и минфином стоимость пребывания в санатории - эти самые 400 рублей в день на человека - в разных регионах "стоят" по-разному (хотя для северных территорий при расчетах используется районный коэффициент). Конечно, для "раскрученных", процветающих курортов Кавказа, Краснодарского края - это небольшие деньги. Но в большинстве регионов программе откровенно радуются и губернаторы, и главврачи: здравницы получили возможность работать круглый год, не нужно "консервироваться" на зиму, распускать персонал - большие плюсы налицо, включая и рабочие места в том числе.
Более того, многие санатории уже подтвердили, что не собираются уменьшать количество мест для льготников в летний сезон - согласитесь, это тоже говорит о том, что здравницы заинтересованы в выполнении госзаказа.
Кстати, на днях министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов подписал письмо, в соответствии с которым стоимость санаторного лечения для участников и инвалидов Великой Отечественной войны увеличена с 10 апреля в связи с необходимостью дополнительного ухода и лечебных процедур до 550 рублей. Еще раньше было принято решение по спинальным больным - для них стоимость дня составляет 600 рублей. Это очень оправданно: раньше многие из них лечились в Крыму, в Саки, сегодня такой возможности нет. И нам нужно заинтересовать наши санатории, чтобы они создавали специальную лечебную базу для этой тяжелой группы инвалидов. А это целая инфраструктура, ведь спинальные больные нуждаются в специальном уходе и специальном оборудовании.
РГ | Есть ли проблемы с организацией проезда к местам санаторно-курортного лечения граждан льготной категории?
Карелова | Знаете, выполнение программы приходится постоянно корректировать. Например, отправляя граждан на юг, мы столкнулись с тем, что в зимнее время поезда ходят в Краснодарский край в основном через Украину, и нам пришлось в срочном порядке урегулировать вопросы проезда, чтобы с людей не брали дополнительные сборы. Сейчас, ближе к лету, другая проблема: касающаяся северян. Разрешить обратный проезд после лечения не день в день, а попозже. Чтобы дать возможность ветеранам заглянуть на обратном пути к родственникам, навестить детей. Вопрос этот уже решен положительно.
Затрат дополнительных для государства нет, а для ветеранов появляется возможность сэкономить свои средства.