Беларусь покупает у России не только энергоносители

- Об уровне экономического сотрудничества Беларуси и России лучше всего говорят цифры. В 1995 году объем взаимной торговли составлял всего 5,1 млрд. долларов, а в 2004-м - уже 17,6 млрд. Мы продали в Россию товаров на 6,463 млрд. долларов, а купили на 11,143 миллиарда. Кстати, сложился стереотип, что Беларусь в России закупает только энергоносители. Это не так - в 2004 году одних российских продуктов питания мы приобрели на 640 млн. долларов.

Словом, Россия для Беларуси служит локомотивом экономического развития. Даже если не учитывать более чем миллиард долларов инвестиций в газопровод Ямал - Европа, проложенный по белорусской территории, Россия все равно является одним из основных инвесторов в экономику Беларуси.

- Действительно, в прошлом году между нашими странами достигнут очень высокий товарооборот. Есть ли резервы для его наращивания?

- Естественно, товарооборот будет увеличиваться с ростом наших экономик. Этому способствуют исторически сложившееся разделение труда, специализация производства и услуг. Дополнительные резервы наращивания товарооборота - это, во-первых, совместные нефтехимические проекты. Общими усилиями мы можем обеспечить на белорусских предприятиях более глубокую переработку нефти и газа на их пути на Запад в более сложные и дорогие изделия, например, азотные удобрения, полиэфирные и синтетические волокна, пластмассы. Модернизация и загрузка белорусских НПЗ может быть, следовательно, также более высокой. Во-вторых, высокотехнологичные и военно-промышленные проекты, в-третьих, проекты по развитию коммуникаций и их инфраструктуры совместно со странами ЕС. Потоки грузов между Россией и экономически наиболее развитыми государствами Евросоюза - Германией, Францией, Бельгией, Голландией - непрерывно нарастают. Через Беларусь идет кратчайший путь, и нужно его превратить в транспортный коридор с современной автострадой, скоростной железной дорогой, продуктопроводами и газопроводами, в том числе нужно вернуться к соглашению о второй нитке газопровода Ямал - Европа. Как известно, в Сочи президентами фактически принято решение о завершении строительства в ближайшее время первой очереди газопровода.

- Не повредит ли интеграционным процессам новый принцип взимания косвенных налогов, о чем сейчас много говорят?

- Взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения - признание того, что Беларусь такое же суверенное государство, как, например, Украина. Но с другой стороны, это иллюстрация того, какими проблемами могут обернуться плохо проработанные и неодинаково понимаемые договорные документы. Это в том числе и предупреждение тем, кто будет готовить соглашение об эмиссионном центре единой валюты. Как видим, пока результаты нововведения несколько неоднозначные.

- Одним из важнейших инструментов экономической интеграции являются союзные программы. Какими критериями следует, на ваш взгляд, руководствоваться при их принятии?

- Союзные программы помогли встать на ноги после распада СССР целым отраслям промышленности как в России, так и в Беларуси. Но им свойственны те же недостатки, что и, например, программам Евросоюза. Существенно повысить их эффективность трудно, даже используя тендерные и конкурсные механизмы дележа союзных денег в рамках утвержденных программ. И понятно, это не могут быть только производственные программы типа "Союзного телевизора". Нужны также программы, которые будут носить инфраструктурный характер, и относиться они должны к науке, образованию, информатике, экологии, здравоохранению. Особую отдачу в перспективе дадут проекты, поддерживающие мобильность студентов (контакты экономистов, менеджеров в студенческие годы - совместный бизнес после окончания вуза, контакты юристов - унификация законодательства), мобильность ученых - совместные инновации.

- В Сочи поднималась и "газовая" проблема...

- Желательно, чтобы цены на газ для предприятий, условно говоря, в Витебске были одинаковыми с ценами в Смоленске. Иначе при привязке белорусского рубля к российскому и отсутствии таможенных пошлин мы потеряем в конкурентоспособности своей продукции. Принятые в Сочи решения максимально приближают нас к решению этой проблемы. Было сказано, что цены на газ повышены для Беларуси не будут.

- Насколько реально, с вашей точки зрения, введение единого рубля с 1 января следующего года?

- Время, проведенное в дискуссиях и переговорах по поводу единой валюты, было исключительно полезным для обоих государств, и в первую очередь для Беларуси. Результат очевиден - в нынешнем году инфляция в Беларуси меньше, чем в России, белорусский рубль стабильно привязан к российскому. А это могло бы означать, что главная выгода единой валюты - отсутствие валютных рисков - во взаимной торговле уже достигнута. Но это еще не так, потому что товарооборот по-прежнему обслуживается в основном чужой для наших стран валютой - долларами США. Это первый контраргумент, который надо преодолеть. Поставщики нефти и газа в Беларусь перейдут на российские рубли только в случае, когда цены на нефть и газ в наших странах сравняются, иначе возможны различные виртуальные схемы. Так что и эту проблему желательно решить к 2006 году. С другой стороны, откладывать еще на год переход на российский рубль тоже особого смысла нет, ведь с 1 января 2008 года намечен переход на единую валюту. Поэтому, на мой взгляд, к выполнению ратифицированного двумя парламентами договора о введении в 2008 году единой валюты и надо стремиться, укрепляя доверие друг к другу. И лучшим доказательством тому будет переход России на расчеты с Беларусью, в том числе за энергоносители, в российских рублях и по единым ценам. В этом случае российские рубли, вытеснив доллары, естественным образом появятся на счетах белорусских предприятий.