Выслушав все замечания, президент согласился с необходимостью доработки отдельных пунктов вступающего в силу с 1 января 2006 года 131-го Закона о реформе муниципальных органов власти. Однако на перераспределение бюджетных доходов в пользу регионов, на чем настаивали практически все выступившие на Совете, рассчитывать не стоит.
Над реформой местного самоуправления, которую в Кремле называют не иначе как основой функционирования государственной структуры, бьются не первый год. Сначала этим вопросом занималась комиссия бывшего первого замглавы администрации президента Дмитрия Козака. Затем, когда Козак перешел на работу в правительство, это направление в составе уже другой комиссии возглавил помощник президента РФ Игорь Шувалов. В результате был принят 131-й Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Причем при его обсуждении в Госдуме срок вступления этого документа в силу был перенесен с 1 января 2005 года на 1 января 2006 года. Правда, не все регионы, часть которых изначально выступала за вступление закона в силу на год раньше, до сих пор уверены, что им удастся завершить все подготовительные работы и к новому сроку. Ожидалось, что на вчерашнем заседании перед президентом будет поставлен вопрос о необходимости поэтапного ввода 131-го Закона. Однако этого не произошло. "Нельзя допустить ассиметричности ввода Закона по всей России", - заметил председатель Госдумы Ставропольского края Юрий Гонтарь, и все с ним согласились. Тем самым победу праздновал Игорь Шувалов, который был главным противником любых отсрочек.
И все же никто не скрывает, что регионы действительно сталкиваются с большим количеством юридических и организационных трудностей.
К настоящему моменту, по мнению министра регионального развития РФ Владимира Яковлева, к переходу на новую систему готовы всего около 30 регионов. Для того чтобы реформа не стала для России очередным ушатом ледяной воды, решено было с начала этого года досрочно начать применение нового закона в двух регионах РФ - Ставропольском крае и Новосибирской области. Предварительные итоги эксперимента вчера озвучили на Совете. "Я уверен, что наш опыт позволит остальным регионам вступить в 131-й Закон более органично. Не так, как мы вступали в 122-й (Закон о монетизации льгот. - Ред.)", - сообщил губернатор Ставропольского края Александр Черногоров.
Впрочем, оптимистических заявлений вчера было значительно меньше, чем критических. Катастрофически не хватает кадров для создаваемых 15 тысяч новых муниципальных образований.
Речь идет о полумиллионной армии квалифицированных служащих. "Нужна централизованная система их подготовки. Наш опыт говорит о том, что такую систему можно наладить", - добавил председатель Новосибирского областного Совета депутатов Виктор Леонов.
До сих пор на государственном уровне не определен порядок передачи муниципалитетам имущества, находящегося в федеральной собственности. А без данного порядка муниципалитеты не смогут рассчитывать на стабильные источники доходов. При этом после введения 131-го Закона в силу на местные власти свалится достаточно много обязательств перед населением, которые качественно выполнить они, очевидно, не смогут без дополнительных финансовых вливаний. "Из 36 миллиардов областного бюджета мы сначала выделили муниципалитетам 10 миллиардов, а затем добавили еще 10", - обрисовал реальную ситуацию Виктор Леонов. С таким подходом к финансированию муниципалитетов Путин полностью согласен: "Если региональные руководители считают, что на данный момент у регионов должно быть больше средств для выравнивания бюджетного состояния муниципальных образований, нужно к этому прислушаться и соответствующие выводы сделать".
Другой выход из проблемы хронической нехватки средств - укрупнение муниципальных образований. Однако, считает председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, население очень трудно идет на это: "Они привыкли к своим сельсоветам и ничего не хотят менять". "Мне кажется, в законе чрезмерный упор сделан на выстраивание единой схемы муниципальных образований. В то время как в регионах существуют десятилетиями сложившиеся традиции и трудно найти два похожих муниципалитета", - возразил Люлину председатель Госсобрания Мордовии Валерий Кечкин.
Последнего поддержал Владимир Путин, правда, по другому вопросу. Кечкин рассказал членам Совета, как в его регионе республиканские власти решили помочь муниципалитетам, вооружившись лозунгом "Чем лучше работаешь, тем больше получаешь дотаций". К примеру, если муниципальные власти приступают к строительству объекта социального значения, из республиканского бюджета выделяется ровно столько же средств, сколько решили вложить в проект сами муниципалы. "Абсолютно позитивный опыт, - заявил президент. - Такой способ поддержки финансами может быть выстроен и между Федерацией и регионами". Вместе с тем Путин напомнил о депрессивных регионах, подчеркнув, что ждать от них эффективной работы - значит, поставить их в очень сложные условия.
Лишь с одним прозвучавшим на совещании утверждением президент был полностью не согласен. Глава местного самоуправления города Углича Элеонора Шереметьева в пылу критики в адрес нового Закона, заявила, что неуважение к власти в России сложилось на генетическом уровне. Путин признал, что в обществе действительно есть недоверие к власти. Однако, считает он, связано оно с тем, что общество и власть разделены. Устранить отсутствие связи как раз и должна неминуемо надвигающаяся реформа муниципального уровня власти, добавил президент. По итогам заседания было принято решение, в котором записано, что на первоначальном этапе действия закона в качестве временной меры следует расширить права субъектов РФ, заменять дотации муниципальным образованиям отчислениями от федеральных и региональных налогов. Целесообразно также, по мнению законодателей, расширить полномочия органов власти субъектов РФ в определении состава комиссии, проводящей конкурс на замещение должности главы администрации муниципалитета.