Отмена визита Тимошенко скажется на экономических отношениях

Украина подтвердила готовность обсуждать с Россией ключевые вопросы, в том числе формирование Единого экономического пространства. Более того, во время недавнего визита Владимира Путина в Киев было решено создать двустороннюю комиссию на высшем уровне в составе четырех комитетов: по обороне, внешней политике, экономическому и гуманитарному сотрудничеству. Предполагается, что отвечать за работу комитетов будут Советы национальной безопасности двух стран, и, по оценке посла России на Украине Виктора Черномырдина, "дать старт реальной работе комиссии Путин-Ющенко" - одна из важнейших ближайших задач. Однако команда Виктора Ющенко неоднородна, поэтому решение этой задачи представляется не слишком простым. Чтобы успешно ее решать, России просто необходимо все договоренности подтверждать на нескольких уровнях - или, если угодно, с разными действующими лицами украинской политики. Ожидалось, что визит Тимошенко в Москву даст неплохую возможность закрепить намеченную линию.

Неоднородностью команды украинского президента вызван и второй блок вопросов к Юлии Тимошенко, которые предполагали задать ее партнеры на переговорах в России. Даже сегодня, спустя несколько месяцев после инаугурации Виктора Ющенко и формирования нового кабинета, экономический курс правительства Украины остается непроясненным. Назначение Валентины Семенюк на должность главы Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) только усилило неопределенность. Этот шаг, ставший данью коалиционным соглашениям с лидером Социалистической партии Александром Морозом, может поставить крест на возможностях последовательного проведения украинским правительством правого курса.

Член Социалистической партии Украины Валентина Семенюк успела не только четко заявить о своем негативном отношении к приватизации важнейших предприятий, но и на деле подтвердила эту позицию в первые же дни после утверждения Верховной Радой на посту главы ФГИУ отправив на пересмотр программу приватизации на 2005 год. Объяснение такому шагу было дано идеологически выдержанное: "Нужно разобраться, что давать на приватизацию, а то доторгуемся до того, что продавать будет нечего и не будет что детям оставлять". Продавать, по убеждению руководителя ФГИУ, нужно лишь "лежащие предприятия".

Насколько сильным будет "социалистическое давление" на политику украинского кабинета - вопрос тем более важный, что опасения относительно реприватизации украинских предприятий теперь возобновились. Еще до своего последнего назначения Валентина Семенюк получила вполне определенную известность, оспаривая как физическое лицо "законность проведения конкурсов по продаже шести предприятий, исполнение покупателями акций инвестиционных обязательств". Как известно, в этом "списке 6-ти", помимо "Криворожстали", компания "Укррудпром", Никопольский завод ферросплавов, Черноморский судостроительный завод в Николаеве, принадлежащий "Русалу" Николаевский глиноземный завод и Запорожский алюминиевый завод, часть акций которого принадлежит "СУАЛ-холдингу". При этом, в трактовке нового руководителя ФГИУ, нарушения в ходе самих конкурсов и продажа предприятий по заниженной цене все более отходят на задний план: неисполнение покупателями инвестиционных обязательств становится главным критерием при принятии решений о возможной национализации.

Cмена руководства ФГИУ была воспринята инвесторами с тревогой: если точка зрения Валентины Семенюк станет официальной позицией украинских властей, это приведет к самым печальным для бизнеса последствиям - для российского бизнеса в том числе. Не слишком внимательное отношение к своим обязательствам - не редкость среди российских владельцев украинских предприятий, ведь все предыдущие годы они могли с успехом рассчитывать на политический ресурс. Сейчас в их распоряжении только объявленный Виктором Ющенко лозунг "реприватизация - это политика исключений", уверения в том, что Украина заинтересована в увеличении российских инвестиций, и обещания создать для всех одинаковые правила игры. Гарантий того, что, создавая равные для всех инвесторов условия, руководство Украины не обратит свой взгляд в прошлое, и их предприятия не станут "исключениями", практически нет. Причина этого - именно разобщенность президентской команды: в условиях, когда влияние Виктора Ющенко ограничено, его слова явно недостаточно.

Последние шаги Юлии Тимошенко подтверждают, что влияние "социалистов" на политику кабинета может оказаться весьма значительным. Частное проявление такого влияния - в требовании нивелировать сезонное повышение цен на нефтепродукты (якобы вызванное договоренностью российских владельцев украинских НПЗ "немного подзаработать на населении Украины"). Для правого правительства подобные меры административного давления были бы немыслимы. Впрочем, даже они могут показаться мягкими после заявления Валентины Семенюк о том, что приватизация НПЗ была ошибкой, в результате которой страна "каждый год переживает топливный кризис". Следующие на очереди, видимо, предприятия ГМК: все без исключения они подвергнутся серьезным проверкам. По словам Юлии Тимошенко, "на неуплате налогов, на занижении экспортной стоимости металла и железорудного сырья создаются миллиардные сверхприбыли для пяти семей в Украине".

Однако говорить о существовании внутри украинской власти единого "реприватизационного" фронта не приходится. Не случайно многие украинские чиновники пытались в феврале-марте свернуть "реприватизационную" риторику - они вполне отдают себе отчет, что эксплуатация подобной темы делает уязвимой украинскую дипломатию и, мягко говоря, не способствует притоку инвестиций. Этот факт открывает для России определенные возможности и, как ни парадоксально это прозвучит, но отсутствие слаженности в руководстве Украины здесь оказывается "плюсом". Выиграл бы и российский бизнес: ведь успех переговоров означал бы усиление авторитета украинского премьера, и в условиях давления с "левого" фланга эта победа была бы особенно важна для Юлии Тимошенко. С отсрочкой визита украинского премьера в Москву переносится и достижение принципиальных договоренностей по важнейшим экономическим вопросам. Тем не менее в Киеве не могут не понимать: продолжение эксплуатации "реприватизационной" темы вряд ли улучшит атмосферу в отношениях между Россией и Украиной.