Российская газета| Вы только что вернулись из Красноярска. Там прозвучали слова о новой региональной политике. Чем отличается красноярский проект от былых укрупнений регионов?
Владимир Яковлев| В девяностые годы главным лозунгом было: сколько суверенитета можете взять, столько и забирайте. Забрали. Создали 89 субъектов Федерации. Оказалось, что часть из них экономически развиваться просто не может. Региональная политика отсутствовала в России многие годы. На сегодняшний день нет даже закона об основах регионального развития. Только с созданием нашего министерства начинает разрабатываться подход к региональной политике. Мы стали, с одной стороны, лоббистами продвижения региональных интересов, а с другой стороны, критиками и ограничителями, если что-то неправильно идет.
Советский Союз, распадаясь, разбежался, как мы говорим, по разным квартирам. А Европа в это же время активно объединялась, создала пространственную схему развития. И действует в рамках этой схемы. Россия, имея расстояния с востока на запад 11 тысяч километров, 89 субъектов Федерации, к сожалению, единого плана развития не смогла представить. Сейчас мы к этому возвращаемся. Красноярский край - регион-донор, а Эвенкия и Таймыр - на 90 процентов финансируются из федерального центра. Сейчас мы создаем новую схему управления, которая основывается прежде всего на экономической эффективности слияния регионов.
РГ| Когда вы ждете результатов от такого слияния?
Яковлев| Уже через год-два, максимум три будут первые практические результаты. Почему? Потому что весь край становится донором. Во-вторых, есть переходный период, в котором Федеральный центр будет активно участвовать. И президент уже подписал указ о выделении средств на ряд важнейших объектов, прежде всего инфраструктурных и энергетических. К тому же 9 тысяч жителей Крайнего Севера должны переселить в более комфортные условия проживания.
РГ| Какие регионы - следующие в очереди на укрупнение?
Яковлев| Предложений много, но не хотелось бы создать прецедент, способный вызвать возмущение людей. Есть регионы, для которых еще не подошло время для объединения. По моему мнению, было бы разумно создать на территории страны 50 - 60 динамично развивающихся регионов.
РГ| Одновременно со стартом новой региональной политики идет реформа местного самоуправления. Как сделать успешной и эту составляющую модернизации страны?
Яковлев| Первый этап реформы - нарезка новых границ - уже завершен. Но есть много проблем, которые надо быстро решать. Об этом речь шла и на заседании совета законодателей в Кремле с участием президента. Проблема номер один - кадровый голод. Число муниципалитетов вырастет вдвое - до 24 300, число их работников увеличится на 150-200 тысяч человек. А по закону до 1 ноября должны состояться выборы руководителей, а к 1 января - составлены бюджеты. Это уже второй этап реформы. Как это сделать, если в федеральном и региональном бюджетах не заложено средств на обучение и в половине территорий не приступали даже к инвентаризации имущества? Однако реформу надо продолжать, причем она полностью вписывается в новую региональную политику.
Полный отчет о "Деловом завтраке" читайте в одном из ближайших номеров.