Глава минэкономразвития начал издалека. Он долго благодарил всех тех, кто участвовал в разработке законопроекта, начиная с представителей местного бизнеса и заканчивая федеральными министерствами и ведомствами. Напомнил, что Калининград готовится к празднованию 750-летия со дня основания, и новый закон мог бы стать хорошим подарком для города и области.
Работа над законом велась несколько лет подряд, и, по словам Грефа, он готов заменить ныне действующий режим свободной таможенной зоны, который дестимулирует развитие производства в регионе. Особая экономическая зона (ОЭЗ) будет существовать в течение следующих 25 лет, причем предприятия, уже пользующиеся преференциями, смогут это делать еще 10 лет, после чего эти льготы будут отменены. Исключения составят только товары, используемые в инвестиционном цикле.
Как заявил глава минэкономразвития, новый закон сможет максимально содействовать привлечению иностранных инвестиций, чтобы в будущем социальное положение граждан, проживающих в области, было не хуже, чем в соседних государствах.
Правда, даже приблизительных прогнозов дальнейшего развития экономической ситуации в области Греф не представил, ограничившись лишь короткой ремаркой, что валовый региональный продукт в течение 2005-2010 годов должен расти на 10-15 процентов.
Для участников ОЭЗ вводится инвестиционная льгота. Она распространяется только на резидентов, которые в течение трех лет вкладывают не менее 150 миллионов рублей в создание производства. В течение первых шести лет такие инвесторы будут освобождены от уплаты налога на прибыль и имущество, а в следующие шесть лет будут платить лишь 50 процентов налоговой ставки. Кроме того, законопроект упрощает таможенные процедуры и вводит специальный таможенный режим для товаров и услуг, помещаемых под действие зоны. Товары будут ввозиться на территорию особой зоны без пошлин и ограничений, предусмотренных законодательством. При этом не подпадают под этот режим подакцизные товары, товары, запрещенные к ввозу в Россию, а также запрещенные к помещению под таможенный режим особой зоны.
Участником экономической зоны может стать любое юридическое лицо, кроме финансово-кредитных организаций, имеющее план организации производства на территории области. Причем ухудшение экономических условий для игроков зоны невозможно, за исключением случаев изменения уровня акцизов и выплат во внебюджетные фонды, кроме пенсионного. Управление ОЭЗ предполагается сделать двухуровневым. Непосредственной работой займется областная администрация под контролем федерального органа исполнительной власти.
Такой экономический рай министру финансов пришелся явно не по душе. В частности, его заинтересовал вопрос, где в конечном счете будут прописаны все озвученные налоговые вопросы: "Мы все режимы прописываем в Налоговом кодексе. Вы согласны...". Греф оборвал коллегу на полуслове: "Абсолютно". Он пояснил, что если налоговую часть документа перенести в кодекс, то, по сути, в законе не останется никакой конкретики - одни лишь общие слова и заявления. "Налоговый кодекс для того и создан", - настаивал Кудрин. На помощь главному экономисту пришел вице-премьер Александр Жуков, отметивший, что для удобства инвесторов целесообразно оставить все подробности экономической зоны в одном документе.
Кудрин продолжил. Его заинтересовал прогноз роста инвестиций в регион за первые шесть лет, когда ставка налогов будет равна нулю. "Не могу сказать", - ответил Греф, спросив у министров, каким образом можно рассчитать приток инвестиций при еще не существующем режиме.
По словам главы минфина, прирост инвестиций, который осуществлялся в область до сих пор, способствовал увеличению доходов региона, основная часть которых состоит из налога на прибыль. Со вступлением в силу закона в следующие шесть лет при нулевой ставке налога поступление финансов в региональный бюджет существенно замедлится.
- Продумывался этот вопрос? - поинтересовался Кудрин.
- Продумывался. И это выбор региона между фискальными потребностями и ответственностью за будущее развитие региона, - парировал Греф.
- То есть дополнительной нагрузки на федеральный бюджет не будет? - спрашивал Кудрин.
- Я понимаю подтекст вашего вопроса, - с легкой улыбкой на лице ответил глава минэкономразвития.
- Это не подтекст, а прямой вопрос, - заметил его оппонент.
Греф объяснил, что можно с абсолютно нулевой базы собирать 100-процентный налог или же в будущем брать меньше, но с развитой налоговой базы. К тому же режим в Калининградской области должен быть привлекательным и компенсировать транспортные издержки товаров из западного анклава на материковую часть страны.
Такие объяснения для Кудрина оказались не очень-то убедительными. Он отметил слабую экономическую проработку идеи в части прогнозов инвестиций и бюджетных расходов, а также недостатки правовой конструкции законопроекта. "Нужно помогать из федерального бюджета в создании инфраструктуры для зоны, это даст больше для поддержки бизнеса, чем налоговые льготы", - сказал Кудрин, поставив в пример Калининградский морской порт, который без всяких льгот в прошлом году увеличил объемы работы на 30 процентов.
Здесь уже не выдержал Греф: "Я все время удивляюсь, как у нас происходит обсуждение законопроектов! Под документом стоит виза минфина с единственным замечанием". А теперь, посетовал он, появляются новые претензии.
Жаркие дебаты вокруг особой экономической зоны Калининградской области уложились в час с небольшим. Кабинет министров в итоге одобрил представленный минэкономразвития законопроект. При этом председатель правительства заметил, что при желании заинтересованные ведомства смогут принять участие в его доработке, пока документ будет проходить через Госдуму.