Помните, я рассказывал вам о своих друзьях-супругах Алексее и Яне Мурашовых, которые в глуши тверских лесов выхаживают больных и покалеченных животных в центре реабилитации диких зверей "Ромашка"? Так вот, каждый раз, когда приезжаю к ним в гости, осматриваю стол завистливыми глазами горожанина: грибочки беленькие соленые-маринованные (их тут косой коси), огурчики-помидорчики, язь или судачок из речки - все свое. Но всякий раз нахваливаю картошку - не крупная, зато ровненькая одна к одной, рассыпчатая, вкусная!
- Согласись, - вздыхает обычно на этом месте Алексей, - что все старые крестьянские традиции коллективизация сельского хозяйства каленым железом выжгла и установила свои новые, колхозные правила. Сколько еще десятилетий ждать, пока они наконец выродятся и сознание народное в нужную сторону развернется? Вот, например, знаешь, как у нас до сих пор картошку в деревнях сажают? Подгоняют трактор, вспахивают пятьдесят соток, а потом собирают с них 10 мешков. Мы раньше тоже так делали - руки жалели, поэтому трактор за бутылку нанимали. Потом стали вопрос изучать, поняли, что ручная работа гораздо эффективнее. Сейчас эти же 10 мешков с одной половины сотки снимаем!
Если бы плохо знал Алексея Михалыча - хихикнул бы про себя, ведь графинчик с домашним ликером на розовых лепестках был уже наполовину пуст. Но я знаком с хозяином больше 10 лет, поэтому уверен, что хвастать зря не будет.
- В общем, - продолжает Алексей, - стали мы с картофельными сортами экспериментировать, подбирать, какие к нашим условиям больше подходят. Теперь у нас всегда два поля, одно из них отдыхает, другое работает. Причем это тоже целая наука: сколько отдыхает и под чем. А сортов сажаем несколько: этот - повыше, этот - пониже, этот - пораньше, этот - попозже. Поэтому и урожай такой щедрый.
Слушаю хозяина, а про себя соображать начинаю: "Все правильно Алексей Михайлович говорит. С землей надо обращаться бережно и деликатно. Большое мастерство и опыт позволяют удержать в почве весеннюю влагу аж до самого августа. А если без любви и ласки отвалить тракторным плугом щедрый пласт, то вода начнет испаряться с удвоенной силой. Да и потом, кто у нас в деревнях особенно сортами интересуется? Что достанется подешевле, то и сажают. К тому же любой сорт быстро стареет, цепляет вирусы, теряет устойчивость и свои драгоценные качества. Вот почему, если захотели получить хороший урожай картофеля, не стоит покупать на посадку ведро проросших клубней у первой встречной бабушки на обочине дороги!
Трофим Денисович Лысенко - тот самый народный академик, сталинский любимец, что сгноил "ненародного" академика Вавилова и рубил хвосты коровам, настаивал: "Сажайте картофель 20-25 июня!" Однако прошли десятилетия, иных уж нет, а... Коровам хвосты не режут и картофель "садят" значительно раньше. Я бы взял на себя наглость поспорить с орденоносным академиком - гораздо важнее сроков посадки качество посадочного материала!
Любой, даже самый достойный сорт невозможно удержать надолго. Чистая огородная "раса" подвержена различным заболеваниям, вредоносным грибкам и бактериям, но главный враг картофеля - вирус! Есть самый простой, но далеко не самый дешевый способ получить чистый (не зараженный вирусами) посадочный материал - это купить суперэлитный сорт, выращенный из меристемы. Но, во-первых, это достаточно дорого, во-вторых, часто за суперэлитные продают обычные мелкие клубни. Приобретать гарантированно неподдельный товар непосредственно в хозяйстве могут позволить себе далеко не все.
Те же и Болотов
Это раньше, когда американскую культуру вводили насильно, из-под палки, никому и в голову не пришло бы поинтересоваться: что за сорт вы меня заставляете разводить на моем же поле? А сегодня выбирать нужно тщательно и придирчиво. Кстати, огромный вклад в картофелеводство внес замечательный русский агроном, естествоиспытатель, основоположник русского усадебного хозяйства Андрей Тимофеевич Болотов. В те дикие времена, когда на Руси вспыхивали "картофельные бунты", он изобрел гениальную систему интродукции "второго хлеба", за что и получил высочайшую императорскую награду. Знаток "загадочной русской души", потомственный тульский помещик Болотов распорядился рассыпать корнеплоды по площадям родной губернии и выставлять караул, чтобы отгонять каждого, кто приблизится к картофельным развалам. Вы уже догадались, что происходило вечером, когда стражники покидали свой пост и разбредались по трактирам? А для тех, кто уже наворовал чудо-корней и не знал, что с ними делать дальше, Болотов проводил воспитательные беседы: учил как его готовить и выращивать. Кстати, к его рекомендациям и сейчас, спустя 200 лет, можно не так уж и много прибавить.
Картошка из семян
В Ставропольском крае есть одно хозяйство. Такой маленький кусочек "Запада" размером с крошечный совхоз: опытное поле в горах, чистые цехи и лаборатории с интерьерами банковского офиса, "мерседесы" у подъезда... А знаете, чем живет это хозяйство? Производит и продает меристемный картофель суперэлитных сортов.
Все дело в том, что, получая ведро с семенными клубнями от соседа или приобретая его на ближайшем базаре, вы приносите на участок целый "букет" вирусов и инфекций. Достаточно перечислить такие радости, как фитофтора, нематода, морщинистая мозаика. Если болезнь скручивает листики - это еще полбеды, а то ведь еще и урожайность падает! Вот почему суперэлитные сорта взращивают подальше от многолюдных огородов. Что такое меристемная культура? Скажем так, срезают точку роста (речь идет о кусочке живой материи в несколько десятых миллиметра!) и помещают ее в питательную среду в пробирку. Лаборанты при этом как на космической станции экипированы, все в масках и скафандрах, чтобы, не дай бог, какой-нибудь вирус сквозняком не надуло!
Цена посадочного материала - соответствующая. Но вот ведь какая штука - у нас-то не Америка, поэтому картофельный куст не может жить и матереть несколько лет на одном месте, плодя детишек подземными столонами и щедро разбрасывая вокруг семя. В наших северных краях он существует исключительно как самоопыляющийся однолетник. У меня рядом с домом соседи засеяли часть пустующего участка картофелем, плюнули (даже копать его не приехали) и с тех пор лет семь не появлялись.
Так вот, на следующий год еще несколько клубней под землей проснулись (зима была "сиротская"), а через две зимы и воспоминаний о картошке в бурьяне не осталось - специально ходил, искал, интересно ведь было! Зато заметил другое: переопыляются наши картофельные посадки друг с другом как им вздумается, а семена мы обычно не собираем. Частенько завязываются на кустах зеленые помидорчики, но (я часто с таким явлением сталкивался) огородники считают, что их надо немедленно удалять, чтобы силы растения на плоды даром не тратили, а только на клубни. А между прочим, даже суперэлитный сорт, полученный из меристемы, в процессе вегетации нацепляет в наших, далеко не стерильных краях немало заразы, ведь она передается по наследству при размножении клубнями. Вот и получается, что с каждым поколением все накапливает и накапливает сорт болячки, которые вовсе не способствуют урожайности. Причем чем южнее огород, тем активнее ведет себя зараза!
Впрочем, есть и еще один выход - размножать картофель семенами! В этом случае болячки и зараза не наследуются, к тому же за счет перекрестного опыления и многообразия выщепленных признаков можно всего за несколько лет вывести свой собственный сорт картофеля по вкусу, форме, цвету и другим признакам, но это тема для отдельного, дерзкого разговора!
Картошка семенами
Однажды спрашиваю старого приятеля: "Что ты за сорт картофеля такой удачный разводишь?" "Да бог его знает, - смутился собеседник. - Я же его сам вывел, да как назвать-то еще не придумал, некогда все". Оказалось, лет десять назад купил он на Белорусском вокзале какой-то пакетик с семенами картофеля, название сорта запамятовал, помнит только, что гибрид какой-то "F-1". К своему удивлению, на второй год получил из семян отличный урожай, а потом стал отбирать по своим собственным признакам маточные кусты для продолжения линии.
Понравится цвет, размер, вкус - в работу, а слабые хилые кусты селекционер-самородок безжалостно выбраковывал на корм скоту. О семенном методе размножения картофеля спорят давно, написана куча статей, прочитано множество лекций, а народ все "садит" его по старинке клубнями. Попробуем во всем разобраться без лучезарного фанатического восторга, но и без излишнего скептицизма.
Наш культурный картофель - представитель пасленовых, так же, как и помидор, баклажан или фезалис. И так же, как все его пасленовые братья, способен прекрасно размножаться семенами. Что и делает на родине, ведь для него это так естественно! Однако в неволе его разводят практически исключительно вегетативным способом: клубнями, глазками, побегами. При этом из одного родительского растения в другое переходит всякая зараза (болезни, вирусы), что на урожайность влияет не лучшим образом. Выпускницы Сельцовской средней школы Лена Бурлакова и Юлия Салтеева поведали миру, как им удалось победить вирус в отдельно взятом регионе на отдельно взятой грядке. 30 апреля посеяли они семена, полученные в Институте им. Вавилова, 5 июня - высадили рассаду в грунт. 16 июля началось массовое цветение. Школьниц удивило разнообразие цветов на счастливых грядках - от белоснежных до фиолетовых.
Слабые растения были своевременно удалены, в результате с каждого подопытного семечка подруги получили полтора килограмма отличных клубней. На следующий год сельцовские школьницы решили сравнить свои дары с обычными клубнями и посадили их в разные грядки. Их собственный клон вновь одарил полуторакилограммовым урожаем от каждого экземпляра - против 700 грамм контрольных кустов. К тому же на последних образовались совсем не аппетитные картофелины, больные мокрой гнилью и ризоктонией. Подобных отчетов в научной и околонаучной литературе вы можете отыскать множество. Однако почему-то каждую весну люди все садят и садят картоху в сыру землю по старинке.
И еще немножко о любимой картошке
Люди разорялись, умирали, бежали в другие страны... Вы уже поняли, почему? Гнала их фитофтора - грибковый картофельный бич. Вот, кстати, совсем недавно появился генно-модифицированный сорт картофеля, устойчивый к колорадскому жуку. Насекомое к нему действительно не посмело даже приблизиться, а фитофтора сожрала и не поморщилась! Но это далеко не самая страшная болезнь картошки. Гораздо опаснее вирусы: бывает, что внешне ничего не заметно, но вдруг ни с того ни с сего начинают свертываться листья, покрываться желтыми пятнами. Такое впечатление, что нашу картошку полили кипятком - это все вирусы! Тема страшная. Но есть в ней некоторые жизнеутверждающие факторы, о которых в следующий раз поговорим подробнее!