15.04.2005 00:20
Поделиться

Выходит новый роман Пауло Коэльо "Заир"

У Пауло Коэльо выходит новый роман - можно не сомневаться, что от этих слов у многих миллионов поклонников "бразильского гуру" радостно забьется сердце.

Дальнейшую судьбу "Заира" (именно так озаглавлен будущий мегабестселлер) предугадать несложно - массовый ажиотаж в первые недели, сменяющийся стабильным успехом на протяжении последующих десяти-двенадцати месяцев. Предыдущая книга Коэльо "Одиннадцать минут", опубликованная по-русски осенью 2003 года, держалась в чартах всех крупнейших книжных магазинов страны более года и разошлась в итоге тиражом в два с половиной миллиона экземпляров. Оснований предполагать, что на сей раз будет иначе, нет ни малейших. Совсем скоро, буквально через пару дней, страну захлестнет новая волна коэльомании, на этот раз поддержанная масштабными промо-акциями и интенсивной рекламной кампанией в прессе.

Если раньше философские построения Пауло Коэльо носили общечеловеческий, внегеографический характер, то в "Заире" мировая мудрость, полномочным представителем которой "бразильский кудесник", без сомнений, является, получила четкую территориальную привязку. Абсолютная свобода и сопутствующее ей абсолютное счастье располагаются в диких степях Казахстана: именно туда отправляется на поиски своего истинного "я" жена главного героя, молодая и успешная журналистка Эстер, туда же следует за ней встревоженный исчезновением любимой герой - очевидное альтер эго автора. Только в Казахстане, вдали от условностей европейской цивилизации, сможет он постичь глубинную сущность любви, жизни и смерти, которую, разумеется, немедленно поведает всем заинтересованным лицам.

Как всегда у Коэльо, пересказывать сюжет его романа - занятие бессмысленное. Сюжет этот может наличествовать (как, например, в "Алхимике" или "Веронике") или отсутствовать (как, скажем, в "Книге воина света") - дело все равно совершенно не в нем. Фабула у Коэльо служит лишь условным и, признаться, довольно хлипким каркасом, на котором писатель аккуратно вывешивает на всеобщее обозрение свою простенькую, но очень утешительную и оптимистичную жизненную философию. В ней-то и заключен основной смысл его творчества.

Секрет успеха Пауло Коэльо необыкновенно прост и строится на тех же принципах, что и маркетинговая стратегия товаров массового спроса. Хорошо известно, что производители некоторых прохладительных напитков добавляют в свою продукцию определенные ингредиенты, безвредные для здоровья, но провоцирующие жажду, тем самым заставляя человека пить практически постоянно. Точно так же устроено и творчество Коэльо. Его первый (и, бесспорно, лучший) роман "Алхимик" пробудил в душах читателей определенного рода жажду, вполне, кстати, благородного свойства: стремление к любви, приключениям и нравственному очищению. Однако в отсутствие дополнительной подпитки все эти благие устремления постепенно сходят на нет, и тогда, чтобы задержаться в приятном и приподнятом состоянии духа, человеку требуется новая доза Коэльо. А потом еще одна. И еще. Со временем возникает зависимость, и вот уже читатель не может обходиться без очередной порции прочувствованных наставлений черноглазого бразильца так же, как кому-то до зарезу нужна кока-кола или сигареты с ментолом.

Впрочем, в отличие от сигарет, книги Коэльо вполне безвредны. Более того, во многих случаях они могут оказаться даже полезны, поскольку ценности, ими пропагандируемые, хоть и предельно банальны, все же относятся к разряду вечных. Не убий, не укради, не изнуряй себя бессмысленным самокопанием, люби ближних, как самого себя, и никогда не переставай надеяться на чудо. Список можно было бы продолжить: чисти зубы два раза в день, не ешь слишком много сладкого, не забывай пылесосить ковер... Единственное пугающее соображение в этой связи - что же мы будем делать, когда Пауло Коэльо перестанет писать? Если для того, чтобы удержать в памяти такие элементарные вещи, человечеству сегодня нужно не менее одного романа Коэльо в год, неужели после того как он исчезнет с нашего литературного горизонта, мы забудем, что надо чистить зубы и любить ближних?