Это означает четыре вещи. Во-первых, стало ясно, что не за горами подписание с США протокола о присоединении России к ВТО, а значит, мы можем стать членом Всемирной торговой организации уже через год. Во-вторых, аграрные лоббисты, шумевшие о необходимости срочно запретить ввоз иностранного мяса, сделали свое дело и остались без работы. Шум оказал должное влияние на документ - там достаточно много уступок российским интересам, но эти уступки компенсируются встречными обязательствами. В-третьих, российские производители мяса, не замешанные в политических играх, получают график на много лет вперед, по которому Россия будет плавно открывать свой рынок, и у них будет время подготовиться. Наконец, США застолбили свое стабильное присутствие на рынке России до 2009 года как минимум, и доля этой страны в поставках мяса уже не будет пересматриваться каждый год.
Соглашение прошло горнило, извините за тавтологию, согласований со всеми нужными ведомствами, в том числе с авангардом борьбы за чистоту прилавков - минсельхозом. Минэкономразвития поручено подписать этот документ с американскими коллегами и, если вносить в него правку, то лишь по обоюдному согласию, и самую незначительную. Документ выдержан в лучших традициях Всемирной торговой организации (и даже выглядит так, будто его переводили с английского образца на русский), более того, прямо объявлено, что соглашение станет частью пакета обязательств в рамках присоединения к ВТО.
Россия подвергалась постоянным атакам ВТО за то, что практикует количественные ограничения на ввоз того же мяса. Теперь Россия отказывается от количественных ограничений вообще, то есть она лишается права просто ограничить ввоз, скажем, тысячью тонн, а больше - ни-ни. Отныне в ходу термин "особая мера". Это количество товара, которое можно ввезти в Россию по льготной таможенной пошлине. Все сверх этого ввезти можно, но очень дорого, да, считай, нельзя. Таким образом, никто не скажет, что наш рынок теперь не защищен, но сама идеология защиты оказывается вывернутой наизнанку.
Далее, льготный таможенный режим в пределах "особой меры" постепенно расширяется (количественно), и вероятно со временем льготное станет нормальным, а драконовских таможенных тарифов не будет вовсе. Но это не случится раньше 2009 года. К указанной же дате рынок, конечно, приоткроется, но не катастрофично, а главное, на заранее известный объем.
Важно и то, что правительство РФ разрешило ввозить по льготному режиму только самое лучшее, высокосортное продовольствие. Подробно оговаривается, например, что "льготного" теленка надо кормить так-то, убить не раньше ста дней после рождения и без промедления гнать в Россию без всяких там мумификаций.
По сути это конец великой эры. Эра началась в 2002 году, когда министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев обвинил "ножки Буша" в разрушении желудков и экономики и временно их запретил. Потом были политические заявления президента США, истерика в ВТО, вопли записных аграрных лоббистов про то, что надо вообще отлучить Россию от импорта, пятиминутки ненависти к "ножкам Буша" в Совете Федерации, десанты российских ветеринаров на американские фермы, наконец, обвинение, будто запрет импортного мяса разгоняет инфляцию. Теперь требовать у г-на Гордеева новых запретов глупо - минсельхоз сам согласовал этот документ, а те, кто пытался сделать на ура-патриотических мясных митингах себе политический капитал, выглядят еще глупее. Кто проиграл? Заигравшиеся лоббисты, подумавшие, что можно отделаться от иностранного конкурента и драть с потребителя три шкуры, и забывшие, что они - лишь клакеры в торговых переговорах. Кто выиграл? Нормальные сеятели и птицеводы, которым нужно одно: знать, "сколько конкурента" им противостоит.