О том, почему возникла необходимость менять порядок формирования федерального органа законодательной власти, и что нового принесут эти перемены, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает председатель думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Российская Газета | Владимир Николаевич, новые правила выборов в Госдуму - сугубо по партийным спискам - почти готовы. Как показывает практика, во втором чтении законопроект принимается в таком виде, каким его рекомендует комитет. Так что вы уже можете представить, каким получится закон. Скажите, кому он более выгоден - тем, кто претендует на думские мандаты или избирателям?
Владимир Плигин | О какой-то выгоде в данном случае речь не идет. Вопрос лежит в несколько иной плоскости. Россия отказалась от авторитарных методов управления, которые считались для нашей страны традиционными, но в настоящем утрачена и возможность их применения, и необходимость. Выбран демократический путь развития государства, и это закреплено в Конституции. Следовательно, возрастает роль институтов гражданского общества, через которые общество может влиять на государственную машину, выстраивать механизмы взаимодействия с ней. Основной составляющей этого гражданского общества являются политические партии. У них многообразные функции, но не будем углубляться в теорию. Для нас важны кадровая функция - партии формируют из наиболее активных членов общества политическую элиту, идеологическая функция, функция воздействия на власть. И когда разрабатывался проект закона о пропорциональной системе выборов, основная задача заключалась в том, чтобы задействовать все эти механизмы, сделать их адекватными новому демократическому пути развития Российской Федерации.
РГ | Всякий раз, принимая поправки или новые редакции закона о выборах, депутаты примеряют их к себе. Ведь большинство народных избранников не желает расставаться с думскими мандатами. За какие нормы нового закона особенно бились депутаты при подготовке документа ко второму чтению, чтобы облегчить себе дорогу в парламент?
Плигин | Это, кстати, не так уж и плохо, что каждый из действующих депутатов хотел бы попасть в следующую Думу. Поскольку в этом случае он вынужден делать какие-то позитивные или знаковые для общества шаги. Однако на этот раз нам предстоит действительно кардинальное изменение в формировании Государственной Думы - отказ от одномандатных округов. В связи с этим возник вопрос - каким образом сохранить адекватную связь депутатов Госдумы и населения, потому что предполагалось, что именно одномандатники наиболее адекватно отражают позиции, которые обозначаются населением. Некоторые наши коллеги настаивали на том, чтобы все осталось по-прежнему - Дума выбиралась по смешанному принципу - и по партийным спискам, и по одномандатным округам. Но это противоречило концепции принятого в первом чтении законопроекта.
РГ | И кто же будет представлять интересы тех избирателей, которые стараются держаться подальше от партий хороших и разных?
Плигин | Думаю, мы нашли приемлемый выход - предлагается увеличить число региональных групп в партийном списке кандидатов. Если в соответствии с первоначальным вариантом такие региональные группы должны были создаваться в не менее чем четырех пятых субъектах Российской Федерации, то теперь число региональных групп кандидатов в партийном списке выросло до ста и по предлагаемой методике расчета может быть увеличено еще более чем наполовину. Таким образом, политическая партия, формируя региональные группы, увязывает свои позиции с позициями избирателей. А действующие депутаты, избиравшиеся по одномандатным округам, сохраняют реальные возможности последовательно участвовать в политическом процессе.
РГ | Но если эти депутаты беспартийные, как они попадут в партийный список, хотя бы даже в региональную его часть?
Плигин | Законопроект предусматривает, что до пятидесяти процентов списка кандидатов может быть сформировано из тех, кто не является членами данной партии, состоит в другой партии или вовсе не принадлежит ни к какой политической партии. Хотя понятно, что если ты включаешься в список той или иной партии, твои взгляды, по крайней мере, не должны резко противоречить партийным.
РГ | Такое право порадует бывших одномандатников - у них теперь не будет иного способа пройти в Думу, кроме как на партийных плечах. Но какой прок партии брать в свой список какого-то беспартийного человека, который вроде бы пообещал держаться на партийной платформе, но в любой момент может с нее "соскочить"?
Плигин | Я думаю, в этом случае должен иметь место некий договор, который, конечно же, не будет формулироваться письменно, но тем не менее человек соглашается принять правила игры. Впрочем, и для политической партии включение в списки беспартийных или представителей других политических организаций вовсе не благотворительная акция. Партии очень важно, видимо, чтобы в ее рядах были яркие фигуры.
РГ | Из года в год к российским выборам прилипало все больше и больше грязи. Вы считаете, что новая пропорциональная система поможет очистить выборы?
Плигин | Кардинальных таблеток от грязи, естественно, не существует. Но я думаю, вряд ли уважающая себя политическая организация захочет, чтобы ее уличили в коррупции или лоббировании чьих-то финансовых интересов. Слишком ощутимый удар по имиджу. Хотя мы должны четко понимать, что "теория суха, а древо жизни вечно процветает". Поэтому надо посмотреть первую кампанию, которая пройдет по новым правилам. Возможно, там появятся дополнительные особенности национальных выборов. И придется редактировать закон, чтобы уйти от того явления, которое в обществе называют грязью.
РГ | Теперь партии смогут тратить гораздо больше денег на избирательную кампанию. Деньги в отсутствие ярко выраженных партийных программ станут решающим аргументом выборов?
Плигин | Не думаю. Увеличение объема избирательного фонда является само по себе формой, если угодно, легализации скрытых расходов, которые раньше тратились на проведение тех или иных избирательных кампаний. Поэтому это делает избирательную кампанию более чистой. Я надеюсь, что в законе цифры будут носить не какой-то абстрактно привлекательный характер, а будут отражать реальные траты.
РГ | "Единороссы" при подготовке законопроекта ко второму чтению все же сумели провести свою поправку, позволяющую партии сохранить у себя мандаты кандидатов первой тройки, отказавшихся работать в парламенте. Глава Центризбиркома Александр Вешняков предлагал наказывать партию за отказников лишением мандатов.
Плигин | Норма эта касалась не только кандидатов из первой тройки, но одновременно и первых фигур в региональных списках, которые отказывались от депутатских полномочий без уважительных на то обстоятельств. По проекту закона, принятому в первом чтении, "отказные" мандаты передаются другой политической партии, другому политическому списку. Я думаю, что это не вполне справедливо по отношению к избирателям - люди голосовали за определенную платформу, определенную партию. А мандат оказывается у другой. То есть фактически мы обманываем ожидания людей. Поэтому мне представляется, что в позиции членов фракции "Единая Россия" есть логика.
РГ | То есть пусть мандат никому не достанется?
Плигин | Нет, он останется у того, кому его доверил избиратель. Тем более что сейчас эта проблема становится менее актуальной. На сто, а то и больше региональных списков никаких губернаторов не хватит.
РГ | В последнее время высказывается идея совместить выборы в один день. Как вы относитесь к этой идее? Какие выборы вообще можно совместить?
Плигин | Кроме выборов местного самоуправления, все остальные.
РГ | Все остальные - это выборы президента, выборы депутатов Госдумы и выборы региональных законодательных собраний?
Плигин | Выборы президента - это отдельная тема. Но идея совместить выборы разного уровня мне кажется продуктивной. Поскольку она - вот тут как раз уместно слово "выгода" - существенно снижает расходы. Кроме того, на мой взгляд, голосование в один день позволит повысить явку избирателей.
РГ | А какие именно законы надо поправить в соответствии с вводящейся пропорциональной системой выборов?
Плигин | Требуется внести изменения в Закон о гарантиях избирательных прав граждан, в Гражданский процессуальный кодекс, в Закон о политических партиях и еще в ряд законодательных актов. Чтобы полноценно заработали новые правила формирования Госдумы.
РГ | Нуждается ли в связи с этим в правке закон о средствах массовой информации?
Плигин | Нет. Новый закон о выборах депутатов Государственной Думы никаких дополнительных ограничений средствам массовой информации не несет. Скорее он расширяет их возможности для агитационной работы.
РГ | Останется ли в избирательных бюллетенях глава "против всех"?
Плигин | Вопрос обсуждался, но все единодушно склоняются к тому, что право избирателя проголосовать против всех кандидатов должно оставаться, потому что за ним - определенная система взглядов, хотя она может оцениваться и как непродуктивная. Голосование "против всех" на самом деле означает какой-то иной политический выбор. Правда, очень хотелось бы, чтобы избиратели находили его не за спектром политических партий, которые участвуют в кампании, а внутри этого спектра.
РГ | Сейчас главное для депутата, который хочет быть избранным вновь, да и для любого другого желающего получить думский мандат, - это попасть в партийный список?
Плигин | Да, конечно. Это очень важная проблема. Претендентам на мандаты нужно проявлять очень высокую активность, чтобы их заметили в партии и оценили. Поэтому депутатами следующих созывов станут наиболее социально активные люди с четко выраженной политической ориентацией. Место в партийном списке - это будет их личная заслуга, а думский мандат - результат общепартийной работы.
РГ | Как вы думаете, когда партии активно вступят в очередную выборную кампанию?
Плигин | Я думаю, что они на самом деле в нее уже вступили.
РГ | Судя по тому, что Жириновский в Думе бейсболки и футболки с аббревиатурой своей партии раздает?
Плигин | Все прекрасно понимают значение двух предстоящих дат и двух политических фактов - это выборы депутатов Госдумы 2007 года и выборы президента 2008 года. От их результатов будет зависеть формирование курса страны на очень серьезный исторический период времени. Поэтому политические партии уже начали борьбу за власть.