Речь идет об уже хорошо знакомых нашим аграриям компенсациях двух третей процентных ставок по кредитам, взятым ими в банках. Теперь список возможностей расширяется, но одновременно государство усиливает контроль за расходованием своих средств. Так, отныне эти деньги проходят не как абстрактные "компенсации", а как субсидии, которые федеральный бюджет дает областным бюджетам, и уж оттуда они попадают крестьянину. Причем рассчитывать на субсидию может только богатый регион.
Впрочем, для крестьянина куда важнее другие обстоятельства. Первое - теперь субсидии могут получать наряду с другими люди, ведущие подсобное хозяйство. Эта мера находится в русле идей минсельхоза о том, что подсобные хозяйства обеспечивают весомую долю аграрного производства страны, частники работают подчас лучше, чем люди в больших холдингах и даже фермеры, и их не грех поддержать. Субсидии можно брать для компенсации ставок кредитов до трех лет, а цели кредитования очерчены достаточно широко: тут и закупка ГСМ, удобрений, средств защиты растений, кормов, а также на страхование урожая.
Список "больших" хозяйств, независимо от формы собственности, которые уже не первый год пользуются компенсациями, пополнился ремонтными и снабженческими организациями. Жестче и проще стал механизм отключения от финансового "крана" "плохих" должников - субсидии на просроченные проценты не предоставляются.
Еще более серьезную работу проделали авторы постановлений в деле администрирования, то есть учета, средств федерального бюджета. По идее, если эта работа проделана хорошо, аграрии не должны вообще ничего заметить. Тем не менее скажем о них тоже. Отныне "крестьянские" компенсации именуются субсидиями и переводятся в сферу межбюджетных отношений. С федеральной стороны деньгами распоряжается Агентство по сельскому хозяйству, со стороны региона - орган, который назначат региональные власти. Контроль за движением денег становится более строгим, но, что еще важнее, центр будет отныне увязывать получение субсидий тем или иным регионом с успехами его агропромышленной политики. Так, регион, претендующий на субсидии, отныне должен сообщать в минсельхоз как о своих успехах в посевной кампании, так и о финансовом состоянии хозяйств (далеко не всегда хороший урожай и богатый крестьянин - это синонимы). Это сделано для того, чтобы федеральными деньгами поддерживать успешных и сильных, а не всех подряд. Кроме того, субсидии будут давать только тем регионам, которые в состоянии поучаствовать в софинансировании этой программы. Насколько известно, это не будет проблемой для большинства аграрных областей, которые и так практикуют в дополнение к федеральным свои субсидии, но может стать трудностью для ряда зерновых регионов в Сибири. Орган, назначенный губернатором распоряжаться деньгами, несет за них полную ответственность, а если вскроются факты нецелевого использования средств, включаются механизмы, что называется, по всей строгости закона.
В русло субсидий переведены и компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам, по поводу чего принято отдельное постановление. Остается еще раз повторить, что в случае нормальной реализации этого пакета крестьянин или не заметит никаких перемен, или ему станет еще проще брать кредиты и расплачиваться с банком: как видите, список документов на оформление таких компенсаций вовсе невелик. Проблемы могут возникнуть только в беднейших регионах. Но финансовое состояние крестьян в таких губерниях и без того таково, что, будучи связаны долгами, кредиты они брать не могут, а значит, не могут рассчитывать и на субсидирование части процентных ставок.