Организатором единой экспозиции выступил "Внешавиакосмос". Вместо привычного "матрешки-самовары" предстала Россия, обладающая огромным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, владеющая уникальными технологиями. Канцлер ФРГ Герхард Шредер не удержался от комплимента: мол,хорошо видно, каким надежным партнером может быть Россия в области высоких технологий.
Даже экспозиция "Рособоронэкспорта" органично вписалась в общий показ сугубо мирных достижений нашей страны. Практически каждый из 200 инновационных проектов, демонстрировавшихся им, был по-своему уникален. Технология фибробазальтового покрытия труб, например, позволяет им работать в агрессивных средах без ремонта до 60 лет, а в коммунальном хозяйстве - 600 лет!
Одним из самых приоритетных направлений российско-германского сотрудничества обещает стать добыча природного газа в России и транспортировка его в Германию. По прогнозам ученых, в самой ближайшей перспективе человечество будет просто вынуждено перейти на газ в качестве основного вида топлива. Так вот, только в России создана технология использования сжиженного газа в качестве горючего для газотурбинных двигателей (ГТД). Парадоксально, но двигатель, в названии которого есть слово "газ", на газе работать не может. В США попытались создать ГТД, в котором топливом служит сжиженный газ, но столкнулись с непреодолимыми проблемами и работы свернули. В Западной Европе за разработку этой темы даже и не брались. А вот в СССР давным-давно был создан и подготовлен к серийному выпуску авиационный ГТД, работающий на сжиженном газе.
Прошли десятилетия, авиация двигатель не востребовала, зато железнодорожники обратили на него самое пристальное внимание. Руководитель РЖД Геннадий Фадеев разыскал в Самаре первопроходцев применения альтернативного топлива и предложил "приземлить" уникальный авиационный проект. Итогом стал не имеющий аналогов магистральный газотурбовоз, который во всей красе был продемонстрирован в Ганновере.
Другим перспективным проектом, который был презентован на ярмарке, стала работа ЦАГИ в области летающего крыла. Работа ведется при активном участии европейского Эрбаса. Суть проекта в том, что у самолетов будущего не будет фюзеляжа - летать будет одно большое крыло, в котором разместятся и грузопассажирские отсеки, и топливные баки, и двигатели. Преимуществ у такого проекта просто не счесть, и за ним, конечно же, будущее, но и трудности в его реализации огромные. Тем не менее специалисты института им. Н. Е. Жуковского уже несколько лет кропотливо решают "нерешаемую" задачу.
Как рассказал "Российской газете" директор ЦАГИ Владимир Дмитриев, наша страна опережает все мировые центры авиастроения в практическом создании летающего крыла.
Невозможно рассказать о всех российских ноу-хау, продемонстрированных в Ганновере. Однако завершить репортажи с одной из самых представительных международных выставок-ярмарок хочется ... чеченской темой.
Российская официальная делегация была очень представительной. Побывал в Ганновере и президент Чечни Алу Алханов. Вот что он сказал в коротком интервью "Российской газете": "Наша страна предстала здесь великой индустриальной державой, готовой к участию в мировых интеграционных процессах. А я лично помню, что не так уж и давно в моей маленькой республике были сосредоточены производства, относившиеся к самым высокотехнологичным и наукоемким. В частности, именно в Грозном начался выпуск первых на юге СССР компьютеров. Для скорейшего восстановления и динамичного развития Чечни, думается, имеет смысл развивать у нас в том числе и высокотехнологичное производство. Многие специалисты, покинувшие Грозный, насколько я знаю, хотели бы вернуться. И общими усилиями мы обязательно возродим Чечню, сделаем ее одним из самых динамично развивающихся регионов России".
"Ганновер-2005" показал, что потенциал для этого есть.