Накануне, в четверг, Правительство РФ одобрило новую редакцию Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", и в начале следующей недели он должен поступить в Госдуму. Когда он вступит в действие, местный бизнес, чьи проекты дадут региону не менее 150 миллионов рублей, получит серьезные налоговые послабления. Например, его на шесть лет освободят от налога на прибыль. Но все это может пойти прахом, если Литва по-прежнему будет настаивать на повышение тарифов на перевозку по ее территории наших транзитных грузов.
Вчера, 15 апреля, должен был произойти их очередной взлет - на 15 процентов. Об этом Литва объявила заранее, и утро для калининградцев выдалось хмурым. За последний год это уже третье повышение коэффициентов к тарифам на перевозку основных грузов Калининградской области, и в общей сложности они должны были подняться на 41 процент. По сути наши соседи в очередной раз увеличивают транспортную составляющую в цене товаров, теперь на 0,3-0,35 процента, констатировали эксперты. Это касается нефти, нефтепродуктов, черных металлов и скоропортящихся грузов (рыбы, мяса и консервов). Значит, каждая их тонна, "проехав" по 242-километровому участку Литовской железной дороги до России, поднимется в цене примерно на 36-42 рубля). А эти грузы - основа перевозок, на которые рассчитывает область. Только рыбных и мясных товаров Калининград отправляет через Литву около 360 тысяч тонн в год.
Однако хмурое утро для калининградцев неожиданно сменилось радостным полуднем. Именно тогда было официально объявлено, что Литва все-таки решила отложить повышение тарифов еще на один месяц. Так что следующий "час икс" может наступить 15 мая. Надо сказать, что это второй случай, когда повышение тарифов откладывается. Литовская сторона собиралась сделать это еще 15 марта. Узнав об этом, Игорь Левитин высказался тогда довольно жестко: "В случае, если Литва все же не откажется от запланированного повышения, Россия также сможет изменить свою тарифную политику".
А на следующий день глава минтранса России обсудил проблему тарифов с литовским коллегой тет-а-тет. И ситуация, как тогда казалось, рассосалась. Однако под пеплом все-таки тлеет огонь.
По сути Литва, давя тарифами на Россию, пытается вывести из провала свой порт Клайпеду, в развитие которого вложены 130 миллионов евро. А перевозчики все же предпочитают грузиться в Калининградском порту. Его грузооборот за три года увеличился в три раза. Так что можно предположить, что речь идет о реанимации так называемого соглашения "2К" (по портам Калининград и Клайпеда), с помощью которого можно будет на паритетных началах перераспределить грузопотоки в обоих направлениях. Чего, собственно, и добивается Литва. А Россия старается закрепить успех своего порта и подстраховать его от возможных проблем.