Показатели эти далеко не окончательные. Доходы, считают в минфине, можно будет увеличить где-то еще на 52,2 миллиарда рублей, расходы - на 17,4 миллиарда. Очередные показатели доход-расход комиссия рассмотрит 21 апреля. Но уже после очередного пересчета (бюджетная комиссия заседает каждую неделю) минфин предложил потратить на инвестрасходы 342 миллиарда рублей против 331 миллиарда, предложенных использовать на эти цели во время заседания предыдущей комиссии.
Отметим, что на комиссии обсуждался и еще один немаловажный вопрос - долговую стратегию России на 2006-2008 годы, которую, по большому счету, также можно отнести к статье доходы государства. Долговая политика, отмечается в пресс-релизе правительства, "будет направлена на снижение госдолга по отношению к ВВП, проведение консервативной политики в области государственных заимствований, замещение государственного долга внутренними заимствованиями, развитие национального рынка государственных ценных бумаг и урегулирование внешней задолженности России по широкому кругу кредиторов". Судя по скупым тезисам пресс-релиза, нынешняя долговая стратегия по своему характеру мало отличается от того, что было заложено еще в 2003 году.
Напомним, в марте 2003 года был рассмотрен правительством среднесрочный план развития рынка госзаимствований, говорилось о расширении внутренних государственных займов. Причиной переориентации долговой политики стало, во-первых, наличие профицита бюджета, а во-вторых, постепенное расширение рынка внутреннего госдолга. Если после финансового кризиса 1998 года он оказался полностью замороженным, то уже в 2002 году его объемы составляли 150-160 миллиардов рублей, а в 2004 году выросли до 540 миллиардов рублей. Причем главным послекризисным отличием рынка госбумаг стало появление длинных бумаг со сроками погашения в 2008-м, 2010-м, 2012-м и т.д. годах. Второе отличие - это низкая, по сравнению со 100-процентной в 1997-1998 годах, доходность в 7-8,5 процента. Еще один немаловажный аспект - минфину удалось растянуть график платежных пиков по внутреннему долгу, что дает все основания не опасаться дефолта.
Подобная тенденция имеет место и в новой долговой стратегии. Хотя инвесторы, покупая госбумаги, часто упрекают минфин в низкой доходности по длинным бумагам, сопоставляя этот показатель с текущей инфляцией, а значит, невозможностью заработать. Упрек участников рынка вполне оправдан, однако минфин ведет свои подсчеты исходя из прогнозируемого снижения инфляции в будущем. Тем не менее, с одной стороны, все видят, что инфляция не снижается, а скорее наоборот, - готова перекрыть все плановые показатели. С другой - раз участники рынка покупают по высокой цене и низкой доходности эти бумаги, значит, рынок готов принять эти правила игры.
Долговая стратегия интересна еще и тем, что она предполагает выход регионов на рынок заимствований. Пока здесь в полном объеме работают лишь 5-8 субъектов Федерации.
Но в обозримом будущем их должно стать гораздо больше. Причем регионы будут не только выпускать свои облигации, но и брать займы напрямую, без гарантий федерального центра, у Всемирного банка, расплачиваясь за это своими "долговыми расписками".
Не оставила бюджетная комиссия без внимания и налоговую политику, решив, что пакет новаций, предложенных минфином, должен быть разделен на две части - администрирование и ускоренный возврат НДС. Но вопрос этот окончательно будет решен лишь в конце апреля.
Как было отмечено, у правительства и основных финансово-экономических ведомств есть время для того, чтобы все грамотно взвесить и пересчитать основные показатели проекта бюджета, перед тем как внести главный финансовый документ страны в Государственную Думу. Отметим, что законодатели уже высказывают свои соображения на сей счет. В частности, как считает вице-спикер Госдумы Георгий Боос, в проекте бюджета необходимо закладывать разную цену нефти на разные виды расходов. "Расходы государства - неразового характера типовые обязательства, включающие в себя расходы на социальные программы и нужды, - я бы сделал исходя из цены в 28-30 долларов за баррель, не выше. А инвестиции, которые государство вкладывает в свою экономику, нужно рассчитывать исходя из цены на нефть в 34-35 долларов за баррель. Следующий порог, - сказал он, - это реформы, которые страна проводит. Расходы на них нужно рассчитывать исходя из 35-37 долларов за баррель нефти". Ну а расходы разового характера можно ограничить планкой в 40 долларов за баррель. Все, что будет сверх 40-45 долларов за баррель, должно пойти на погашение внешних долгов.