19.04.2005 03:10
    Поделиться

    Для поездок по СНГ потребуется загранпаспорт

    Похоже, интеграция в СНГ пробуксовывает не только в экономике, но и в социальной сфере. Генеральным секретарем ЕврАзЭС Г. Рапотой в последнее время подчеркивается, что интеграция в этом блоке замедлилась. Главным образом из-за демпинговых взаимных поставок, таможенных, транспортных, законодательно-нормативных несостыковок, в том числе в социальной сфере. Вдобавок все страны-члены "сепаратно" вступают в ВТО, которая предлагает им различный статус. Это фактически разрушает вроде бы созидаемую зону свободной торговли, единое таможенно-экономическое и социально-трудовое пространство.

    Зато Украина с апреля де-факто ввела безвизовый режим для стран-членов ЕС, готовясь ассоциироваться с ЕС и вступить в ВТО раньше России - к 2007 году, но в то же самое время она - участница единого экономического пространства вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном (которое, похоже, разрушается из-за недавно введенных Белоруссией антидемпинговых санкций против многих украинских товаров и услуг). Многие же молдавские чиновники - Молдавия пока ассоциирована с ЕврАзЭС - вообще требуют выхода из СНГ и быстрого формирования так называемой карпатско-дунайской, балтийско-черноморской конфедераций или ассоциаций, косвенно инициируемых Евросоюзом и Ватиканом, а впрямую - Польшей, Чехией, Румынией и Австрией (кстати, - это "совместный" проект Ватикана, небезызвестных Аллена Даллеса и Уинстона Черчилля 1943-1946 годов). Подчеркнем, что эти блоки предусматривают льготный визовый режим и общий рынок рабочей силы.

    Сохраняются существенные социально-экономические различия в российско-белорусском Союзе. Минск, например, возражает против отсутствия трудовых соглашений или контрактов с работающими в РФ белорусами. Ибо россияне трудятся в Беларуси, скажем так, в соответствии с официальными документами.

    Да, сотни тысяч, если не миллионы нелегальных иммигрантов, особенно из Средней Азии, Украины и Молдавии, буквально "заполонили" российский рынок рабочей силы, что позволяет сохранять низкую зарплату российского квалифицированного персонала. По имеющимся данным, если бы не постсоветские мигранты, минимальный уровень зарплаты рабочих в РФ оказался бы на четверть больше нынешнего, в том числе в столичном регионе - минимум на треть. Только в сфере строительства и коммунально-бытового обслуживания в РФ доля "ближних" гастарбайтеров ныне превышает 40 процентов, в сельском и лесном хозяйстве России достигает почти 30 процентов. С другой стороны, здесь есть и свой плюс, так как появляется возможность сокращения дефицита российского Пенсионного фонда.

    Впрочем, в Центральной Азии идут переговоры по общему рынку рабочей силы и бессрочному безвизовому режиму (схожую социальную политику планирует Украина с Молдавией). Это существенно отличается от нынешней российской политики в социальной сфере СНГ. Паспортно-визовые ужесточения в РФ ввиду социально-экономической значимости именно "российского" трудоустройства иммигрантов из ближнего зарубежья вполне могут экономически разъединить страны ЕврАзЭСа. Между тем, по имеющейся информации, превышение предложения иммигрантской рабочей силы над спросом на нее в РФ к настоящему времени почти достигло 20 процентов. Похоже, именно поэтому в России ужесточается режим "ближней" иммиграции.

    Кстати, Беларусь, Казахстан и Туркмения еще в середине 1990-х гг. предлагали создать межгосударственную структуру, которая регулировала бы постсоветский рынок рабочей силы и документацию по ее найму (увольнению), экономическим гарантиям. Планировалось также идентифицировать трудовую и миграционную законодательно-нормативную базу во всех странах СНГ. Но эти и смежные проекты, что называется, сданы в архив.

    Поделиться