В открытии Манежа именно вчера мэр столицы Юрий Лужков увидел два символа. Памятник русскому оружию, он был построен в 1817 году в честь пятилетия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. А вернулся - в канун 60-летия Победы русского народа "в самой страшной войне" из всех случившихся в двадцатом столетии. Он распахнул свои двери в день, ставший в Москве уже по традиции днем исторического наследия, что, по мнению мэра, лучше всего показывает "истинное отношение Москвы и москвичей к этому самому наследию". "Пожар не смог уничтожить Манеж, потому что никто никогда ни при каких условиях не мог допустить даже мысль о том, что Манежа не будет существовать в Москве", - сказал Юрий Лужков.
Он напомнил о том, что для того чтобы создать это уникальное здание, русскому генералу Августину Бетанкуру и архитектору Осипу Бове потребовалось всего полгода. Столичные строители, проектировщики и архитекторы, которым огонь оставил голые стены и жуткий рассыпающийся фундамент, проявили не меньшее мастерство и организованность. На то, чтобы вернуть зданию первозданный вид, им потребовалось тринадцать месяцев. Реставрационные же работы столица начала буквально на второй день после пожара. Теперь огонь Манежу не страшен. Все деревянные конструкции пропитаны особым огнеупорным составом. Три уровня Манежа оборудованы многочисленными противопожарными датчиками и оснащены несколькими системами пожаротушения. Кроме того, само здание разделено на "пожарные отсеки" огнеупорными перегородками.
Именно с выставленных в Манеже экспонатов ведут свою историю собрания знаменитых музеев Москвы - Политехнического и Исторического
Первым делом реставраторы восстановили уникальные "бетанкуровские" фермы кровли, однако ради долговечности новые балки сделаны из клееной огнеупорной древесины. Посетители смогут ими полюбоваться - подвесной потолок делать не стали. Любоваться же есть чем, ведь не даром еще тогда, в момент открытия Манежа, даже искушенные в арихектуре англичане попросили чертежи этих ферм у Августина Бетанкура - так им было интересно, как же держится крыша над таким громадным помещением без единой опоры.
Строители полностью восстановили фасады и интерьеры Манежа, вплоть до керамических печей, хотя сейчас их роль, конечно же, декоративная. Что же касается новшеств, то все они так или иначе связаны с двумя проблемами: безопасностью посетителей и долговечностью самого здания.
Главным новшеством стало устройство подземного этажа площадью 10 тысяч квадратных метров. За счет него общая площадь Манежа увеличилась почти вдвое. Однако в ходе обсуждения проекта реставрации столичным властям пришлось отказаться от строительства подземного гаража, против которого выступили защитники памятников старины.
Соединять подземные помещения с основным залом будут четыре эскалатора и два пассажирских лифта. Отныне в Манеже будет работать новейшая система кондиционирования и мощная вентиляционная система. Благодаря им внутренние помещения Манежа избавятся от сырости. Во время "Делового завтрака" в "РГ" главный архитектор Москвы Александр Кузьмин оценил проделанную строителями работу однозначно - как научное восстановление памятника.
В основном выставочном зале установлены металлодетекторы и камеры видеонаблюдения. Это особенно важно, учитывая, что в Манеже может одновременно находиться не одна тысяча посетителей. А для окончательной подстраховки незадолго до начала церемонии открытия здание было освящено настоятелем церкви Святой великомученицы Татьяны, расположенной как раз напротив.
Итак, Манеж начинает вторую жизнь. Есть все шансы, что обновленный Выставочный центр продолжит старые традиции: ведь именно с выставленных в Манеже экспонатов ведут свою историю собрания знаменитых музеев Москвы - Политехнического и Исторического.
Главный режиссер "Ленкома" Марк Захаров, в свою очередь, отметил, что при реконструкции Манежа мэр Москвы совершил акт политической воли:
- Пока мы все охали и ворчали, он быстро и с достоинством принял решение о восстановлении, - сказал Захаров, особо подчеркнув, что вариант Манежа с немаскированными потолочными перекрытиями ему очень нравится.
Церемония открытия сопровождалась полуторачасовым музыкальным представлением, для которого в середине центрального зала был сооружен помост для артистов. Гостей встречали гусары и дамы в кринолинах. Первой в Манеже будет выставка живописи Сергея Андрияки, та самая, открыться которой помешал пожар 14 марта 2004 года.
Досье "РГ"
Манеж был построен в 1817 году в качестве зала для военных смотров и конных парадов. Чуть позже там стали проходить выставки и концерты. После октября 1917-го здание превратилось в гараж для членов правительства. В 1957-м его переоборудовали в выставочный зал. Легендарные фермы Бетанкура потребовали серьезного инженерного вмешательства еще в 1930 году - под ними поставили подпорки, что изменило исторический облик и ухудшило зрительное восприятие внутреннего пространства Манежа. Пожар, едва не уничтоживший Манеж, произошел 14 марта 2004 года.